* * *
ДОПОЛНЕНИЯ:
Из афганского дневника Кахрамона ХАСАНОВА:
…В последнюю командировку Кахрамон вернулся из Кандагара в Кабул на изрешеченном пулями «газике». В этом улее душманов он спрятался на крыше мечети и снимал утренний намаз, что строжайше запрещено шариатом. Душманы заметили отраженный от объектива солнечный луч, и открыли страшную пальбу. Водителя, который сидел в машине за мечетью, убило на месте. Кахрамон не растерялся, перекинул его тело на заднее сидение, сел за руль и чудом вырвался из этого ада.
Потом на корпусе «газика» сосчитали девятнадцать пробоин. А у него на висках появилась седина.
Удостоверение, выданное киностудией «Афганфильм»,
с которым К. И. Хасанов ездил по Афганистану.
Никто не знает столько правды о той войне, как он. Однажды Кахрамон рассказал эпизод о том, как брал интервью у двух захваченных душманов. В конце съемки подошел “особист” и спросил: “Всё, закончили?”
Душманов тут же отвели в сторону, прозвучало два выстрела в затылок. Кахрамон говорил, что если бы знал, что этим кончится, то поговорил бы еще полчаса, час. Продлил бы их жизнь на этой земле.
В Афганистане приходилось “маскироваться” под афганца и иранца, ни в коем случае не выдавать, что ты из Союза. Иначе – смерть. Те нелегкие дни “за речкой” не ожесточили Кахрамона, стали школой мужества. ПУБЛИКАЦИЯhttp://mytashkent.uz/2011/06/10/vernyj-rycar-kino/ (Рустам Шагаев, Верный рыцарь кино).
листок афганского блокнота [435 x 500 пикс., 56 Кб].
«Скажи им, что я советский, если это были ихВани*, то они расстреляли бы на месте. После этого случая наш дир[ектор?] отказался с нами ездить, сказав нам, что он ещё хочет жить и что у него есть дети, а мы все немного поседели».
В публикации использованы текст статьи Рустама Шагаева и фотографии из архивов Р. Шагаева и К. Хасанова.
* ихване, ихвани, «их Вани» от араб. , (Аль-Ихван аль-Муслимун, т. е. «Братья-мусульмане»), название международной религиозно-политической ассоциации, созданной во второй половине 1920-ых годов в Египте, члены которйо придерживаются радикальных воззрений на методы борьбы с неверными и правил установления в мире исламского порядка, на послевоенном Б Востоке имела до полумиллиона сторонников и адептов, после перехода членов организации к террористической деятельности, деятельность бр.-мус. была запрещена в Египте (1954) Сирии и ряде других стран (в России официальный запрет введён в 2003 году). Название восходит к именованию исламского религиозного военного ополчения в С. Аравии первой половины ХХ века, сыгравшего большую роль в деле достижения страной независимости. В источниках связанных с войной в Афганистане ихване изначально выступают как силы борющиеся против светлых идеалов Апрельской революции, наймиты ЦРУ, пакистанские агенты и проч. Самое известное фольклорное упоминание об ихванах — песня начала 1980-ых годов «Я воин-интернационалист», приписываемая иногда М. Смурову, где «их Вани» упоминаются в уничижительном контексте:
[1240 x 807 пикс., 379 Кб]
«Ихванин, эта сволочь, в окно дувала влез...»
, Впрочем, этому сюжету, думается мне, следует посвятить отдельную тему. Здесь размещу одну из фотографий, иллюстрирующих один из способов того, как можно «в окно дувала влезть» (знаю, что даже среди «афганцев» самая эта возможность нередко вызывает сомнения и возражения, однако - иногда можно)).