В ЗАСТАВКЕ: Бодхисаттва Майтрея
* (Будда Будущего), серый сланец, VII-VIII века, Афганистан. Метрополитен Музей, Нью-Йорк.
Эта скульптура сидящего в церемониальной позе на лотосовом троне и увенчанного короной божества является блистательным памятником гандхарской резьбы по камню, выполнена она в заключительный период существования буддизма в этой части Индостана. Найдена неподалёку от Кабула.
Исполненная в высоком, почти скульптурном барельефе и в технически сложном для обработки чрезвычайно прочном материале, сером сланце, эта работа своей пластикой мягких, текучих линий, стилистически близка к скульптуре и рельефам, которые происходят из пограничных провинций Афганистана и Пакистана и относятся к произведениям последних буддистских мастерских этой эпохи, таких, как например, мастерская в Сахри-Бахлол.
Массивное, широкоплечее тело луноликого божества обильно украшено ювелирными браслетами предплечий и запястий, подвесками и ожерельями.
Складки монашеского плаща - уттарасангхи, юбки (антаравасаки) и развивающиеся по сторонам головы ленты короны-диадемы переданы скорее обобщённо и почти символически.
В руках Будда будущего держит сосуд, вместилище всех исцеляющих лекарств, зримое напоминание о бренности тела, неизбежности старения, преодолении смерти переходом в нирвану и истины открывшейся Великому Учителю в размышлениях под деревом Бодхи: "Дхарма благих не приближается к старости".
_______________________________________
* на языке пали это имя означает «Тот, кто есть любовь» .