В ЗАСТАВКЕ: Сидящий Будда, стюк со следами полихромной росписи, комплекс ранне-буддистских монастырей в Хадда, пров. Нангархар, Афганистан. Национальный музей в Кабуле, фото Louis Dupree, 1975. Скан ресурса
ackuimages.photoshelter.com.
В этом великолепном образце буддистской скульптуры, происходящем из раскопок комплексов буддистских монастырей и святилищ в Хадда на юго-востоке Афганистана, представлен идеальный образ просветлённого божества, изображённого восседающим в позе учения на лотосовом троне, который символизирует чистоту. При этом сидение на таком троне означает обладание самой сутью мироздания и существования.
Чуть прикрытые веки миндалевидных глаз и безмятежное спокойствие лица призваны почеркнуть надмирное знание и отрешённость от суетного мира.
Некоторая непропорциональность частей тела Будды, в частности, несоразмерно малые фигуре, подогнутые под себя ноги, может свидетельствовать о том, что эта статуя была поставлена в святилище на достаточной высоте над полом и паломники могли созерцать её снизу, что выделяло в их восприятии торс божества и прежде всего голову и благословляющий жест сложенные в ваджра-мудра рук*, а так же его просветлённое знанием лицо.
Нередко в буддистских пещерных молельнях, вырубленных в скалах, световые окошки делали с таким рассчётом, чтобы на рассвете первые лучи солнца падали по косательной на лица, расставленных вдоль стен статуй и у пришедших в этот час на молитву в храм создавалось впечатление, что Будды в сумраке святилища открывают свои удлинённые миндалевидные глаза навстречу поднимающемучя светилу.
_______________________________________
* ваджра-мудра/वज/«алмазная мудра» или мудра Шести элементов, «мудра знания». Составляется из правой руки, охватывающей указательный палец левой руки, направленный вверх.
Один из примеров ваджра-мудра в будд. иконографии Гандхары:
ТУТ, скульптура найдена на севере Пакистана, серый сланец, II в.н.э., Национальный Музей в Токио.
© ackuimages.photoshelter.com
© Страницы истории Афганистана