В ЗАСТАВКЕ: премьер-министр Французской Республики Жорж Помпиду с супругой Клэр - гости археологов DAFA на раскопках археологического комплекса Сурх Котал, пров. Кундуз, Сев. Афганистан, май 1968, ©gettyimages.com
В конце апреля - середине мая 1968 состоялись официальные визиты премьер-министра Франции Ж. Помпиду в Афганистан и Иран. В Кабуле французский премьер провёл серию переговоров с королём М. Захир-Шахом и премьер-министром страны Нур Ахмад Эттемади (1921-79), впоследствии казнённым афганскими "революционерами".
В ходе последовавшей затем поездки по стране, французский премьер и сопровождающие его лица посетили ряд исторических и археологических достопримечательностей, в том числе раскопки Ай Ханума (16.5.), буддистское святилище (II-III вв.) в Сурх Котале (в 15 км к югу от Пули-Хумри), раскопки которого были начаты экспедицией DAFA в 1951 году и долину Бамиана.
21 мая 1868 чета Помпиду вернулась во Францию в самом разгаре студенческих волнений, погасить которые в значительной степени удалось последующим вмешательством премьера в переговоры с лидерами волнений. В июне де Голль, ревниво относившийся к популярности премьера, отправит Помпиду в отставку, а в следующем году Жорж Жан Раймон одержит победу на президентских выборах.
28.4. 1969 в своей речи в Комеди Франсэз Помпиду вспомнит Восток и берега Окса:
"Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить? <...> Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь.
Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?.." (G. Pompidou. Poésie et politique).
* * *
Жорж Жан Раймон ПОМПИДУ/Georges Jean Raymond Pompidou [5.07.1911, Монбудиф, департамент Канталь — 2.04.1974, Париж], французский государственный деятель, премьер-министр (16 апреля 1962 — 21 июля 1968, пять составов кабинета - самое продолжительное пребывание в должности в истории республиканской Франции); президент Французской Республики и князь Андорры (20 июня 1969 — 2 апреля 1974, умер в должности).
Родился в семье учителей, выходцев и крестьянских семей. Работал преподавателем литературы в Марселе, затем в Париже (в лицее Генриха IV). Служил в армии (1940, 141-й Альпийский пехотный полк), участвовал в движении Сопротивления. После войны - видный голлист, занимался банковской и политической деятельностью, генеральный директор Rothschild Frères (1956). Известен работами в области литературоведения, оставил мемуары.
Жена (29.10.1935, Париж):
Клод Жаклин, урожд. Каур/Cahour (13.11.1912-3.7.2007), основательница и первый президент Фонда К. Помпиду (1970, казначеем фонда более 30 лет был Жак Ширак, а президентом с 2007 года - его супруга Бернадетт Ширак). Играла ключевую роль в основании и строительстве Центра современного искусства им. Помпиду (проект Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса, 1971/72, открыт в 1977)
*.
Приёмный сын: Alain Pompidou (15.4.1942), гистолог, цитогенетик.
* согласно апокрифу, её муж, человек ироничный и довольно демократичный для французских политиков того времени, впервые увидев сооружаемое здание Центра своего имени воскликнул: "какой ужОс"! Он ещё не увидел его достроенным. Незадолго до открытия Центра, Le Monde характеризовала постройку ещё более определённо: «Un coup de force, un viol, une sorte de King-Kong architectural»/"Переворот, изнасилование, своего рода архитектурный Кинг-Конг", (18.1.77).
©gettyimages.com
©СИА, 2016