В ЗАСТАВКЕ: Мальчик погоняет ослика нагруженного предназначенными на продажу кувшинами, направляясь к отцовой лавке, конец 1960ых - начало 1970ых гг.
На тот момент крытый рынок в Ташкургане в северной провинции Балх (ныне Саманган), являлся старейшим и крупнейшим крытым рынком стран Центральной Азии, одной из наиболее значительных культурно-этнографических достопримечательностей Афганистана, привлекавшей в минувшее столетие в Ташкурган туристов из стран Запада и Востока.
Несмотря на свою относительною молодость - современный Ташкурган основан лишь в во второй половине XVIII века (ок. 1769), Крытый Базар получил широкую известность в мире. Вещи, купленные в Ташкургане, оседали в музейных собраниях Европы, Азии и Америки. По истории Ташкурганского базара защищались докторские диссертации, а статьи о нём включались в энциклопедии на многих языках мира.
Рынок, сформировавшийся и выстроенный в Ташкургане (Хульме) в XIX-XX веках (большая часть его конструкций из кирпича и дерева, сохранявшихся ко временам этих снимков, возведены в 1910-20ые годы), был разрушен во время операции возмездия в середине 1980ых годов (1986) и явился крупнейшей историко-культурной потерей Афганистана в советский период войны в Афганистане (1979-89).
Продавцы тюбетеек, Ташкурган, почтовая открытка, начало 1970ых.
Одна из галерей ташкурганского Базара, фото: Jean d'Hugues, 1975.
По иронии судьбы и истории, расцвету ташкурганского базара способствовали революционные события на большевистском Севере - в России и правобережье Аму.
Огромное число беженцев, узбеков и таджиков, осели в начале 1920ых годов в северных провинциях королевства, преимущественно в Балхе, Герате, Кундузе, Тохаре и Бадахшане. В большинстве это были ремесленники и торговцы - медники, гончары, ткачи, столяры, кузнецы, ювелиры, красильщики тканей и пряжи, шорники, лудильщики, тизкары (точильщиками ножей и с/х инвентаря), кирпичники и резчики по ганчу, влившие новую кровь в жилы Ташкургана, с глубокой древности стоящего на пересечении караванных путей и всегда жившего торговлей и всем, что с ней связано.
После того как в 1960ые годы советские специалисты построили новое асфальтированное шоссе между Мазар-и-Шарифом и Кабулом, что сократило время в пути между этими городами до 8-10 часов, значение Ташкургана и его посещаемость проезжающими значительно выросли. Выросли и обороты Базара.
Его величество король Аль-Мутаваккиль Алла Пайрав уд-дин-и-Матин-и-Ислам ("Государь, которому Господь вручил Афганское Царство и подлежащие ему владения") Мохаммед Захир шах (1914-2007) пьёт чай в лавке на базаре в Ташкургане. Втор. пол. 1960-ых. ©Sayed Salahuddin, афг. журналист Washington Post.
Перед королём русский самовар - samāvar (سماور), типичный для афганских чайхан, предмет импорта из Российской Империи в конце XIX - начале ХХ веков. Это производство и кустарный промысел были чрезвычайно широко распространены не только в России, но и пользовались популярностью в странах Востока: от Ирана до Китая: ежегодно на Восток продавались тысячи этих нехитрых и красивых устройств для кипячения воды.
В 1970-х годах Ташкурган был объявлен ЮНЕСКО «городом историко-художественного значения», а Крытому Базару правительство присвоило статус национального памятника Афганистана.