В ЗАСТАВКЕ: Ветеран военной журналистики работавший на афганской войне, Михаил Кожухов стоит в луче света, пробивающегося сквозь окно раннесредневекового армянского храма, монастырь Гегард вблизи Еревана, 2019. Фото из личного блогга М. Кожухова, facebook.com/mikhail.kozhukhov.
Гегард [Գեղարդ или Գեղարդավանք/Гегардаванк "монастырь копья"], монастырский комплекс IV-XIII в.в., позднее неоднократно перестраиваемый и расширяемый, в ущелье реки Гохт, в 40 км к юго-востоку от Еревана.
Название монастыря связано со средневековой армянской легендой о будто бы хранящейся в его стенах святыни - копья сотника Лонгина, ударом которого в бедро Христа, излившейся из раны крови возникла Церковь Земная.
В богослужебной практике православной церкви и поныне используется копие — обоюдоострый резец (λόγχη) с копьевидным ромбическим лезвием для вынимания кубической формы частиц из просфор, резец этот символизирует собой копьё Лонгина и в евхаристической практике трактуется ещё как орудие парное кресту . Подобно тому, как последний стал из орудия казни - символом спасения и воскресения, так и копие, будучи орудием смерти, даровало верным дверь в вечную жизнь - Церковь Христову.
Изумительная по числу и редкости предметов коллекция православных копие и лжиц (для причащения) была собрана владельцем Павловска под Петербургом вел. кн. Константином Константиновичем и хранилась во дворце-музее вплоть до 1941 года.
В списке предметов предназначенных к эвакуации, коллекция эта, разложенная в ящики, должна была быть вывезена в Ленинград вечером 17-го сентября. Но стремительно продвигавшиеся к городу немецкие войска, вошли в Павловск утром 17-го. В полукруглом парадном дворе, среди прочих не вывезенных экспонатов, они нашли и коллекцию К.Р. На сегодняшний день собрание считается полностью утраченным.
Видимо, снимок сделан в Катогике, главном храме монастыря. Я бывал Гегардаванке очень и очень давно, поэтому не могу ручаться за точность зрительной памяти.
На заднем плане апсида и конха храма, и можно видеть, что алтарная часть традиционной армянской церкви закрывается не стационарным иконостасом, как это принято у православных, а зановесью (в данном случае она откинута), т.е. ещё по традиции Иерусалимского Храма. Вспомним слова Евангелия, описывающий момент Крестной смерти Спасителя: "И вот, завеса храма разорвалась сверху донизу надвое; и земля потряслась" (Мф 27:51).
Михаил Юр. КОЖУХОВ [16.12. 1956], замечательный военный журналист, теле- и радиоведущий, сценарист, продюсер. Работал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Афганистане (1985-89), орден Красной Звезды и Знака ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть». Пасынок актёра театра и кино нар. артиста РСФСР (1988) и Украины (1999) Алексея Васильевича Петренко (1938-2017). Автор книги военных репортажей и эссе «Над Кабулом чужие звёзды», М., ЭКСМО, 2010.