Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 15:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [121] МИНИАТЮРЫ [167]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «ЧАСОВЕНКА»

«ЧАСОВЕНКА»

Часы каминные в виде католической каплицы или башенки, принадлежавшие А. С. Пушкину. Механизм фабрики «Pons» (Сен-Никола-д'Альермон, Франция) с гравированной надписью на механизме «Pons 1654». Чугун* (футляр, 1-я половина 1830-х гг., Россия), бронза золоченая (декор), медь (регулятор-маятник)
В реальном размере 489x733 / 91.1Kb
332 2 5.0

Добавлено 06.03.2021 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (06.03.2021 14:06) [Материал]
Часы каминные в виде католической каплицы или башенки, принадлежавшие А. С. Пушкину. Механизм фабрики «Pons» (Сен-Никола-д'Альермон, Франция) с гравированной надписью на механизме «Pons 1654». Чугун* (футляр, 1-я половина 1830-х гг., Россия), бронза золоченая (декор), медь (регулятор-маятник).

Pierre-César Honoré Pons (1773, Париж - 13.1.1851, там же), выдающийся французский часовых дел мастер, парижский подмастерье уже в зрелом возрасте основавший собственное производство в нормандском городке Сен-Никола-д'Альермон. Он был одним из тех, кто поставил производство часов во Франции поистине на индустриальную основу, работая преимущественно с механизмами для каминных, напольных и каретных часов и оказал большое влияние на представителей своей профессии: многие известные часовых дел мастера, в меньшей или большей степени копировали его стиль и приёмы вплоть до последней четверти XIX века.

Механизмы каминных часовых фирмы Понс начиная со второй четверти XIX века получают чрезвычайное распространение и в России, деля пальму первенства с другой французской фабрикой – “Братья Жаппи” (Freres Jappy).



Часовой футляр оформлен в неоготическом стиле романтического историзма, получившего широкую популярность в 1820-30ых годах в столицах и усадьбах. Чугунное литьё, возможно, было выполнено на одном из петербургских чугунолитейных заводов: Александровском или Чарлза Бэрда, выпускавшим и мелкую пластику.

Стилизованные боковые пучковые колоннки-фиалы завершаются остроконечными шлемами, декорированные краббами и стрельчатой аркой, тк же богато декорированной.

Фиалы фланкируют композицию футляра в центре которого расположен часовой механизм с двумя заводами (на ход и бой).

Круглый циферблат с часовой и минутной стрелками, стилизован под окно-розу.

После смерти поэта**, вдова, вероятно в счёт уплаты жалованья, раздала служителям часть обстановки последней квартиры. Так каминные часы оказались в собственности камердинера Пушкиных Н.Т.Козлова***.

Но уже в конце 1840ых часы были проданы им Фёдору Фёдоровичу Бухе, который приобрёл их для своего совсем юного тогда племянника Александра, восторженного почитателя стихов Пушкина, впоследствии крупного чиновника министерств юстиции, действительного статского (1883) и тайного советника (1912).

Часы находились в собственности А. Бухе почти до самой его смерти****, и в 1914 году были подарены им одному из сыновей - Евгению, от которого их унаследовал последний частный владелец - Борис Евгеньевич Бухе. В 1946 году Б.Е. Бухе преподнёс каминные часы в дар Пушкинскому Дому/ИРЛИ АН СССР, откуда они попали в экспозицию Музея на Мойке 12.

+1  
2 baktria   (06.03.2021 14:07) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЯ:
______________________________

* иногда, в т.ч. и в специальной литературе по поводу материала футляра часов пишется "из чистого железа". Это ещё что! В Оренбурге, показывая посетителям скифскую археологическую бронзу (у них очень приличная коллекция скифо-сарматских золота и бронзы), штатный экскурсовод (молодая дама) называет её "латунь".

** ныне часы показывают время физической смерти поэта 2 часа 45 минут по полудни.

*** Никита Тимофеевич Козлов (1770-1854), дядька поэта и его камердинер, бывший с ним всю его жизнь после выпуска из Лицея, женат на дочери няни Пушкина А.Р.Яковлевой, после смерти господина, по прошению был причислен к Опеке в должности рассыльного для смотрения за вещами и бумагами и с назначением "ему и жене его обоим 30 рублей ассигнациями харчевых". Знаменитые последуэльные слова поэта: "Грустно тебе нести меня?" обращены к его старику-крепостному. Сопровождал в Михайловское гроб с телом Пушкина.

В конце жизни Н.Т. сильно нуждался, осенью сотрясшего всю Европу революционного 1848 он явился к сестре поэта Ольге Павлищевой, прося у неё средств. Тайная советница напишет в письме: «Он пришёл, рыдая, целовал мне руки».

Видимо, по причине нужды, в эти годы старик был вынужден распродавать вещи и расстаться даже с самыми памятными из них.

Последний раз дядька поэта упомянут той же Павлищевой в письме от 26.10.1851: «Никита Тимофеевич — курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, ещё живой». Умер Н.Т. в Петербурге, завещав жене придать земле его тело в Святых горах в ногах у А.С., что, вряд ли было исполнено.

****... и, скорее всего, украшали каминную полку в одной из комнат его обширного четырёхэтажного дома на Миллионной улице 9, лит. А, неподалёку от Мойки 12. А.Ф. Бухе (1839-не ранее 1.9.1915) купил его для себя и семьи уже пожилым человеком в сентябре 1903го.

После Октября 1917го дом наследников Бухе был национализирован и приспособлен под квартиры коммунального проживания (он и ныне жилой). Дом этот известен и тем, что с 1795 года вплоть до смерти в 1825 году им владел композитор Дмитрий Степанович Бортнянский, многие годы бывший директором Императорской Певческой капеллы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]