Приветствую Вас Гость!
Суббота, 09.11.2024, 05:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [121] МИНИАТЮРЫ [167]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «ГРИГОРИЙ ЕВСЕИЧ И ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ВОСТОК»

«ГРИГОРИЙ ЕВСЕИЧ И ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ВОСТОК»

Фарфоровая агитационная фигурка «ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ВОСТОК»/«ТУРЧАНКА», Высота 11,8 см, автор идеи: З.И.Лилина, автор модели, скульптор (и формовщик ?) Н.Я.Данько, художник: Е.Я. Данько. Клеймо Синего цвета «шестеренка», Серп и Молот, 1920-21, ПФЗ ныне им. Ломоносова
В реальном размере 1000x750 / 186.9Kb
318 2 0.0

Добавлено 31.03.2021 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (31.03.2021 12:42) [Материал]
Фарфоровая агитационная фигурка «ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ВОСТОК»/«ТУРЧАНКА», Высота 11,8 см, автор идеи: З.И.Лилина, автор модели, скульптор (и формовщик ?) Н.Я.Данько, художник: Е.Я. Данько. Клеймо Синего цвета «шестеренка», Серп и Молот, 1920-21, ПФЗ ныне им. Ломоносова.

Исключительно редкая работа, относящаяся к жанру Агитационного фарфора. Наталья Яковлевна Данько «Пробуждающийся Восток» или «Турчанка» (экспортное название), выполнена этой выдающейся скульптором-фарфористом в 1920-21 и приурочена к проведению в Баку Первого съезда народов Востока в сентябре 1920 года.



Восточная красавица со спелой грудью, бровью дугой, с алыми губками, слегка прикрытыми муслиновой "чадрой", сидящая поджав по турецки ноги над газетой с шапкой «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», серпом-молотом и газетной вёрсткой, символизирует собой пробуждающийся ото сна Восток - шехерезадову сказку, оказавшуюся столь живучей и столь кровавой, но в те годы многим кружившей головы и зовущей в туманные дали. За романтикой и подвигом.

Это был первый более-менее спокойный год советской власти, укрепившейся и ставшей на ноги. Из Кремля всё чаще раздавались голоса, что для победы мировой революции нужно сплотить мусульманский мир и нанести его здоровенным кулаком могучий удар по мировому империализму.

Председателем оргкомитета Первого съезда народов Востока был назначен известный Григорий Евсеевич Зиновьев-Апфельбаум-Радомысльский (1883—1936), жена его Злата Лилина, дирижировавшая петроградским издательским делом и писавшая книжки для детей, приводившие в восторг Крупскую, заказала на Петроградском Фарфоровом Заводе сделать композицию на требуемую тему.

Чтобы была такая свободная восточная женщина со всеми своими атрибутами. Но чтобы не просто "буржуазная экзотика оголённого женского тела".

Нет. Экзотика тоже должна быть строго идейной. И звать на подвиг.

Грудь пусть будет. Но, чтобы представлена была не только она.

Например. Женщина, а ещё лучше - девушка, скажем, учит маленьких... да, очень маленьких детей, грамоте. Она в центре. Они - вокруг. Она в восточном полунеглиже, но в красной косынке. А ещё лучше сзади изобразить знамя. Они, в халатиках и тюрбанчиках готвятся записывать её наставления. Конспектировать Ильича.

На заводе возразили, что это выйдет слишком громоздкая композиция. Не влезет в печь. И дорогая. Материал. Формовка. Обжиг. И надо же всё раскрасить. Сколько рук, красок, эмали, электричества от ленинских планов ГОЭРЛО. Ух-х-х.

Лилина помрачнела и спросила: - А что же тогда?

И лучшая скульптор завода, мастер от Бога Наталья Яковлевна Данько предложила свой вариант:

Девушка. Красивая. Пёстро одетая. Но не полностью. Экзотику сохраним. Знамя уберём. Детей сократим. Она - с газетой. А в газете - серп и молот и лозунги: "Пролетарыи усих крайн..."

Злата Ионовна сомлела от восторга.

И добавила: - Вот ведь как всё здорово получается, Наталья Яковлевна! А в этой вот Вашей газете изобразим снимок с профилем Григория Евсеича, говорящего речь с трибуны съезда. Цитирующего Ильича.

Данько было вскинулась. Но Лилина сказала: - И не возражайте. В каждой скульптурке рисуйте профиль. А ещё лучше даём Г.Е. в рельефе и раскрашиваем под типографическую краску. Вот.

По счастью, на заводе всё же решили профили давить и рисовать не во всех партиях. Но пробная утверждена была с фото Зиновьева.

Работа закипела. Многие фигурки (и ту, что на фото) расписывала сестра Натальи — Елена. Результатом коллективного труда стал настоящий, без иронии, полихромный шедевр, в котором и экзотики более чем и идейно всё правильно трактовано.

Один из первых авторских экземпляров директор завода отнёс на квартиру Зиновьевых.

0  
2 baktria   (31.03.2021 12:46) [Материал]
____________________________________

Агента буржуазных резведок Г.Е.Зиновьева расстреляли в московском подвале летом 1936. Полгода спустя поставили к стенке их со Златой сына Стефана. Лилина умерла ещё в 29м. От рака.

Похоронили её на соборном дворе Александро-Невской лавры в Ленинграде, превращённом к тому времени в коммунистическое кладбище участников революций и походов. В том числе и на пробуждающийся Восток. Братья Лилиной умерли в сталинских лагерях и в гитлеровских гетто.

Со всех экземпляров даньковских «Турчанок» до которых получалось дотянуться, их частные владельцы и музейные работники стёсывали надфилями или вытравляли кислотой злосчастные профили лилиного мужа и теперь только на немногих сохранившихся зарубежных экземплярах можно их увидеть. Это немалая редкость и всегда добавляет и без того чудовищно дорогим «Турчанкам» в цене*.

Сёстры Данько, вместе с их престарелой матерью вывезенные по льду Ладоги, а затем эшелоном из блокадного Ленинграда в марте 1942, умерли по дороге в Ирбит от последствий голодухи, их тела сняты с поезда и вместе с ещё несколькими десятками тел наскоро закопаны у железнодорожного полотна. В разных могилах, давно сравнявшихся с землёй.

* Эти фигурки теперь входят в число самых дорогих советских фарфоров и на аукционах редко когда стоят меньше миллиона рублей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]