Фарфоровая агитационная фигурка «ПРОБУЖДАЮЩИЙСЯ ВОСТОК»/«ТУРЧАНКА», Высота 11,8 см, автор идеи: З.И.Лилина, автор модели, скульптор (и формовщик ?) Н.Я.Данько, художник: Е.Я. Данько. Клеймо Синего цвета «шестеренка», Серп и Молот, 1920-21, ПФЗ ныне им. Ломоносова.
Исключительно редкая работа, относящаяся к жанру Агитационного фарфора. Наталья Яковлевна Данько «Пробуждающийся Восток» или «Турчанка» (экспортное название), выполнена этой выдающейся скульптором-фарфористом в 1920-21 и приурочена к проведению в Баку Первого съезда народов Востока в сентябре 1920 года.
Восточная красавица со спелой грудью, бровью дугой, с алыми губками, слегка прикрытыми муслиновой "чадрой", сидящая поджав по турецки ноги над газетой с шапкой «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», серпом-молотом и газетной вёрсткой, символизирует собой пробуждающийся ото сна Восток - шехерезадову сказку, оказавшуюся столь живучей и столь кровавой, но в те годы многим кружившей головы и зовущей в туманные дали. За романтикой и подвигом.
Это был первый более-менее спокойный год советской власти, укрепившейся и ставшей на ноги. Из Кремля всё чаще раздавались голоса, что для победы мировой революции нужно сплотить мусульманский мир и нанести его здоровенным кулаком могучий удар по мировому империализму.
Председателем оргкомитета Первого съезда народов Востока был назначен известный Григорий Евсеевич Зиновьев-Апфельбаум-Радомысльский (1883—1936), жена его Злата Лилина, дирижировавшая петроградским издательским делом и писавшая книжки для детей, приводившие в восторг Крупскую, заказала на Петроградском Фарфоровом Заводе сделать композицию на требуемую тему.
Чтобы была такая свободная восточная женщина со всеми своими атрибутами. Но чтобы не просто "буржуазная экзотика оголённого женского тела".
Нет. Экзотика тоже должна быть строго идейной. И звать на подвиг.
Грудь пусть будет. Но, чтобы представлена была не только она.
Например. Женщина, а ещё лучше - девушка, скажем, учит маленьких... да, очень маленьких детей, грамоте. Она в центре. Они - вокруг. Она в восточном полунеглиже, но в красной косынке. А ещё лучше сзади изобразить знамя. Они, в халатиках и тюрбанчиках готвятся записывать её наставления. Конспектировать Ильича.
На заводе возразили, что это выйдет слишком громоздкая композиция. Не влезет в печь. И дорогая. Материал. Формовка. Обжиг. И надо же всё раскрасить. Сколько рук, красок, эмали, электричества от ленинских планов ГОЭРЛО. Ух-х-х.
Лилина помрачнела и спросила: - А что же тогда?
И лучшая скульптор завода, мастер от Бога Наталья Яковлевна Данько предложила свой вариант:
Девушка. Красивая. Пёстро одетая. Но не полностью. Экзотику сохраним. Знамя уберём. Детей сократим. Она - с газетой. А в газете - серп и молот и лозунги: "Пролетарыи усих крайн..."
Злата Ионовна сомлела от восторга.
И добавила: - Вот ведь как всё здорово получается, Наталья Яковлевна! А в этой вот Вашей газете изобразим снимок с профилем Григория Евсеича, говорящего речь с трибуны съезда. Цитирующего Ильича.
Данько было вскинулась. Но Лилина сказала: - И не возражайте. В каждой скульптурке рисуйте профиль. А ещё лучше даём Г.Е. в рельефе и раскрашиваем под типографическую краску. Вот.
По счастью, на заводе всё же решили профили давить и рисовать не во всех партиях. Но пробная утверждена была с фото Зиновьева.
Работа закипела. Многие фигурки (и ту, что на фото) расписывала сестра Натальи — Елена. Результатом коллективного труда стал настоящий, без иронии, полихромный шедевр, в котором и экзотики более чем и идейно всё правильно трактовано.
Один из первых авторских экземпляров директор завода отнёс на квартиру Зиновьевых.