Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 09:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [120] МИНИАТЮРЫ [162]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «ПЛЮЩ И РОЗЫ»

«ПЛЮЩ И РОЗЫ»

Павел Петрович Иванов/Paul Mak,(1891-1967), рондо-миниатюра «Плющ и розы»/«Мудрец», бумага, графитный карандаш, акварель, Тегеран, 1924. Частное собрание, Франция
В реальном размере 993x996 / 240.9Kb
272 1 0.0

Добавлено 20.04.2021 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (20.04.2021 07:31) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Павел Петрович Иванов/Paul Mak,(1891-1967), рондо-миниатюра «Плющ и розы»/«Мудрец», бумага, графитный карандаш, акварель, Тегеран, 1924. Частное собрание, Франция.



В небольшом акварельном рондо «Плющ и розы» мы видим насупившегося старика-перса в аквамаринового цвета тюрбане, закутанного в коричневый плащ и сидящего в проёме персидского стрельчатого окна, обрамлённого лозовыми побегами плюща и цветущим розовым кустом, с посохом и чётками в левой и срезанной розой - в правой руке. Внизу видна колодезная крышка с железным кольцом, почти полностью находящаяся за пределами рондо.

Старику-садовнику - олицетворению мудрой старости в его землистого цвета одеянии противопоставлены в в миниатюре Поля Мака неувядаемые побеги жизни, что ещё более подчёркивается выбранной художником колористикой - преимущественно неяркой зеленовато-розовой гаммой, при том, что зелёный цвет с глубочайшей древности в традиции Востока - цвет Вечной жизни, а в мусульманском искусстве - цвет Пророка (да будет благословенно имя Его) и его Слова.

Добавлю так же и скрытые мотивы, возможно, подразумеваемые художником: плющ, гибкий и цепкий, оплетающий собой опоры и олицетворяющий крепкую, упорную связь с жизнью (нередко с определённой ноткой демонического подтекста), плодовитую старость и мудрость, а соком своим, одурманивающим сознание (чем пользовались ещё в античную эпоху), противопоставлен или, вернее, дополнен - цветущей розой - всечеловеческим символом юности, красоты, поэтического вдохновения и возрождения к жизни, а в доисламской традиции - ложе для бессмертных героев (ложе Заратуштры).

__________________________

ИВАНОВ, Павел Петрович (Pavel Ivanov, Paul Mak, Поль МАК) [16 . 07. 1891, Санкт-Петербург — 22. 06. 1967, Брюссель], график, сценограф, живописец, карикатурист.

Учился к К.Ф. Юона в его частной худож. студии в Москве. Работал в Петербурге и Москве как портретист и модельер. Руководил танцевальной студией в Москве, специализирующейся на танго.

Участник Империалистической (поручик в 5м гусарском Александрийском им. Имп. Александры Феодоровны полку: Брусиловский поход, тяжёлое ранение) и Гражданской войн (в туркестанском отряде генерала Б. В. Анненкова в составе Семиреченской армии).

В 1922 году через Афганистан (Тулукан-Кундуз-Мазари-Балх-Герат) уехал в Персию. Несколько лет занимался выездкой скаковых лошадей в Исфахане и Тегеране.

В середине 1920-х — начале 1930-х жил в Тегеране, осваивал технику персидской миниатюры. В конце 1920-х был представлен первому шаху из династии Пехлеви - Реза-шаху и вскоре получил звание придворного художника; среди ряда заказов двора выполнил коронационный портрет Шаха на «Павлиньем троне».

Работал в области книжной графики, создал иллюстрации к книгам «Шахерезада», «Тамерлан», «Чингиз-Хан», «Тысяча и одна ночь», выполнял рисунки с изображением быта монголов, туркменов и персов.

Позднее жил в Париже, Афинах, Каире и Брюсселе (с 1938), принимая активное участие в выставках: почти ежегодно проводил персональные выставки в столице Бельгии и окрестностях. Был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958, где его работы экспонировались в Иранском павильоне.

Для зрелого творчества Мака свойственен сплав черт искусства модерна начала ХХ столетия с их декоративностью, изысканность, склонность к стилизации и красочности и традиций классической миниатюры Востока. Определённое влияние на формирование его индивидуальной манеры оказало творчество О. Бёрдсли, мастеров «Мира искусства», в особенности А. Я. Головина, И. Я. Билибина и В. М. Васнецова.

Некролог: Часовой. - Париж - Брюссель 1967; № 494.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]