В ЗАСТАВКЕ: Павел Петрович Иванов/Paul Mak,(1891-1967), рондо-миниатюра «Плющ и розы»/«Мудрец», бумага, графитный карандаш, акварель, Тегеран, 1924. Частное собрание, Франция.
В небольшом акварельном рондо «Плющ и розы» мы видим насупившегося старика-перса в аквамаринового цвета тюрбане, закутанного в коричневый плащ и сидящего в проёме персидского стрельчатого окна, обрамлённого лозовыми побегами плюща и цветущим розовым кустом, с посохом и чётками в левой и срезанной розой - в правой руке. Внизу видна колодезная крышка с железным кольцом, почти полностью находящаяся за пределами рондо.
Старику-садовнику - олицетворению мудрой старости в его землистого цвета одеянии противопоставлены в в миниатюре Поля Мака неувядаемые побеги жизни, что ещё более подчёркивается выбранной художником колористикой - преимущественно неяркой зеленовато-розовой гаммой, при том, что зелёный цвет с глубочайшей древности в традиции Востока - цвет Вечной жизни, а в мусульманском искусстве - цвет Пророка (да будет благословенно имя Его) и его Слова.
Добавлю так же и скрытые мотивы, возможно, подразумеваемые художником:
плющ, гибкий и цепкий, оплетающий собой опоры и олицетворяющий крепкую, упорную связь с жизнью (нередко с определённой ноткой демонического подтекста), плодовитую старость и мудрость, а соком своим, одурманивающим сознание (чем пользовались ещё в античную эпоху), противопоставлен или, вернее, дополнен -
цветущей розой - всечеловеческим символом юности, красоты, поэтического вдохновения и возрождения к жизни, а в доисламской традиции - ложе для бессмертных героев (ложе Заратуштры).
__________________________
ИВАНОВ, Павел Петрович (Pavel Ivanov, Paul Mak, Поль МАК) [16 . 07. 1891, Санкт-Петербург — 22. 06. 1967, Брюссель], график, сценограф, живописец, карикатурист.
Учился к К.Ф. Юона в его частной худож. студии в Москве. Работал в Петербурге и Москве как портретист и модельер. Руководил танцевальной студией в Москве, специализирующейся на танго.
Участник Империалистической (поручик
в 5м гусарском Александрийском им. Имп. Александры Феодоровны полку: Брусиловский поход, тяжёлое ранение) и Гражданской войн (в туркестанском отряде генерала Б. В. Анненкова в составе Семиреченской армии).
В 1922 году через Афганистан (Тулукан-Кундуз-Мазари-Балх-Герат) уехал в Персию. Несколько лет занимался выездкой скаковых лошадей в Исфахане и Тегеране.
В середине 1920-х — начале 1930-х жил в Тегеране, осваивал технику персидской миниатюры. В конце 1920-х был представлен первому шаху из династии Пехлеви - Реза-шаху и вскоре получил звание придворного художника; среди ряда заказов двора выполнил коронационный портрет Шаха на «Павлиньем троне».
Работал в области книжной графики, создал иллюстрации к книгам «Шахерезада», «Тамерлан», «Чингиз-Хан», «Тысяча и одна ночь», выполнял рисунки с изображением быта монголов, туркменов и персов.
Позднее жил в Париже, Афинах, Каире и Брюсселе (с 1938), принимая активное участие в выставках: почти ежегодно проводил персональные выставки в столице Бельгии и окрестностях. Был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958, где его работы экспонировались в Иранском павильоне.
Для зрелого творчества Мака свойственен сплав черт искусства модерна начала ХХ столетия с их декоративностью, изысканность, склонность к стилизации и красочности и традиций классической миниатюры Востока. Определённое влияние на формирование его индивидуальной манеры оказало творчество О. Бёрдсли, мастеров «Мира искусства», в особенности А. Я. Головина, И. Я. Билибина и В. М. Васнецова.
Некролог: Часовой. - Париж - Брюссель 1967; № 494.