Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 14:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [121] МИНИАТЮРЫ [167]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » «СТРАСТИ ЕГОРИЯ»

«СТРАСТИ ЕГОРИЯ»

Памятник русской духовной культуры первой половины XIV века («Чудо Георгия о Змие» с житийными клеймами), и одно из лучших русских стихотворений минувшего полувека - «Страсти Егория», написанное В. Н. Леоновичем.
В реальном размере 1200x1674 / 458.8Kb
787 2 5.0

Добавлено 07.12.2016 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (07.12.2016 18:36) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Икона «Чудо Георгия о Змие» с житийными клеймами. Дерево (липовая доска из двух частей, с двумя торцовыми шпонками на деревянных штырях), левкас, темпера. 86 х 63 х 2,5 см. Новгородское письмо, перв. пол. XIV века, ГРМ им. Александра III (СПб., с 1898), ранее в собраниях древлехранилища историка Мих. Петр. Погодина в Москве (приобретена им, вероятно, после 1849 и находилась в погодинской коллекции до 1851), в Синодальной ризнице и Мироваренной палате Московского Кремля (до 1869/70), в Императорской Академии Художеств (до 1898).

ПОЛНОМАСШТАБНЫЙ СКАН ИКОНЫ [1200Х1764, 458 кб] ТУТ.

Дополнение к предыдущему материалу ОТЦЫ II

Краткое описание иконы:

В среднике, окружённом по периметру 14-ю житийными клеймами [12-ть из них "страстные" ] , в ярком киноварном фоне изображён Св. Георгий на белом коне, идущем вправо. Св. Воин облачён в лиловую рубаху-тельник, поверх которой желтые (с белым) пластинчатые доспехи, серо-голубой плащ, застёгнутый на плече, белые порты, красные кампагии, на голове - стемма (обруч, украшенный самоцветами и жемчугом). В левой руке - поводья, в правой - поднятое остриём кверху длинное тонкое копие с крестовым вымпелом и белым, развёрнутом на ветру стягом.

Справа - лиловая четырёхярусная башня, на верхней площадке которой изображены три фигуры: царя, царицы (оба в венцах) и мужа совета, а в нижнем ярусе - отворённые городские ворота.

Под копытами коня виден выползающий из скальной пещеры и уже смирённый Святым крылатый дракон (Змия) с двумя лапами о трёх когтях каждая, которого ведёт, накинув ему на рог узду, ливийская царевна Элисава в венце, эта композиция изображена на фоне белого холма. "змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град".

Икона подвергалась реставрации в 1912 году в ГРМ (реставратор Г.И. Чириков), при повторном раскрытии. В 1958 г. со средника был снят басменный серебряный сборный оклад, позднего происхождения. В нижней части иконы по всей протяжённости доски грубое наложение позднего грунта, захватывающего позем и ноги стоящих фигур в четырёх клеймах нижнего ряда (Усекновение главы Георгия, Мучение кипящей смолой, Мучение пилой, Георгия в котле варят). Утраты живописи на стыках доски (местами), в нескольких участках живописи имеются малозаметые реставрационные тонировки.

0  
2 baktria   (07.12.2016 18:38) [Материал]
* * *

А.А.


Владимир ЛЕОНОВИЧ

СТРАСТИ ЕГОРИЯ



Небо иконы подобно огню.
Горы подобны щелявому пню.
Корни — угорья.
Ангел стоит за горою. В горе
нечисть гнездится. А здесь на костре
жарят Егорья.

Он принимает назначенный труд:
вот уж на дыбу его волокут,
вот и в купели —
в черном котле, что кипит не шутя,
варят его —
он глядит, как дитя
из колыбели.

Видя мучители доблесть его,
чудной женою прельщают его,
вынув из вара.
Тут, пролетев, ему зренье затмил
ангел — и мученик наш посрамил
лесть Велиара*.

Коник святого стоял и не ржал.
Правый лишь глаз его перебежал
на левую щеку.
Коник печальный все муки следил,
рядом стоял или где-то ходил
неподалеку.

Стерпит, покоен во славе венца,
страсти Егорий свои до конца
повествованья.
Глядючи в небо, дракона сразит,
но никакого не изобразит
лик ликованья.

<начало 1960-х>

* Велиар (варианты: Белиал, Белиел), один из адовых демонов, вождей темных сил, сильный и могущественный обольститель и совратитель человеков, являющийся смертным как правило в облике юном и чарующем, дабы скрыть свои свирепость и лицемерие.



Владимир Николаевич ЛЕОНОВИЧ [2.06. 1933, Кострома — 9.07. 2014, Кологрив], поэт. Член СП СССР с 1974.

Военный институт иностранных языков (не окончил), МГУ (филологический факультет, не окончил). Переводил грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Отра Чиладзе, Элисо Джалиашвили и др. С 1999 жил в Костроме; с 2007 года — в деревне Шаблово Кологривского района Костромской области, позднее перебрался в с. Илешево того же района.

Поэтическое творчество Леоновича исполнено христианским миропониманием, сердечной добротой к ближнему, наполнено звуками сочного говора людей крестьянского мира русского Севера, и являет собой один из последних по времени отблесков культуры и уклада навсегда ушедшей от нас прежней деревенской России.

Счастливы те, кому довелось встретить его на путях жизни.

©Владимир ЛЕОНОВИЧ
©baktria (описание иконы, компановка материала)



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]