IN VITA ET POST MORTEM...
В ЗАСТАВКЕ: Фото-кадр из т/фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. Ст. Говорухин. В роли Петюни Соловьёва - Всеволод Абдулов.
Небольшая сцена в комнате Верки Модистки в Марьиной Роще, блистательно сыгранная Абдуловым, может быть один из самых удачных и уж точно – из числа самых запоминающихся эпизодов фильма:
Соловьёв: — … а он выхватил из кармана пистолет и в лицо мне им как звезданёт! И сознание из меня вон! Упал я бесчувственно, а он убежал…
Верка: — Врет он вам, не падал он в бесчувствии… Упал он на четвереньки, когда Фокс его револьвером шмякнул, а Фокс ему говорит и револьвером в затылок тычет: «Лежи на полу десять минут, если жизнь дорога. И мне говорит: «Если узнаю, что это ты, сука, на меня навела лягавых, кишки на голову намотаю…
Жеглов: — А этот?
Верка: — А что этот? Этот полежал маленько, да побёг по телефону звонить. Я к вашему раненому подошла, в грудь его ранили...
Соловьёв: — Глеб, ты... Да что ты? Ребята! Ты что, этой воровке поверил? Ты мне, своему товарищу не веришь?
Жеглов: — Ты мне не товарищ. Ты гадина и трус!
Соловьёв: — Не имеешь права, меня ранили.
Жеглов: — Лучше б он тебя застрелил. С мёртвых спросу меньше, а на нас позора несмываемого. Ты нас всех — живых и тех, что умерли, но бандитской пули не испугались, — всех нас ты продал! Из-за тебя, паршивой овцы, бандиты будут думать, что они муровца могут напугать.
Соловьёв: — Да ты что. Ты что, Глеб! Я не испугался! Я потерял сознание!
Жеглов: — Ты не сознание, ты совесть потерял. Ты, когда пистолет он на тебя навёл, не про долг свой думал, не про товарищей своих убитых, а про 50 тысяч выигранных. Да про домик в Жаворонках с коровой, да с кабанчиком.
Соловьёв: — Да-да-да! И про детишек своих тоже думал! Если меня убьют - ты, что ли, горлопан, кормить их будешь?! Ты их в люди выведешь? Я давно заметил! С тех пор, как выигрыш выпал мне... Возненавидели вы меня, и все вы стали по-другому ко мне относиться! Все-е-е стали по-другому смотреть! Как будто я украл... украл этот выигрыш, а не государство мне дало! Что я не пропил с вами, не растранжирил своё, кровное! Государство мне дало. Надо было пропить с вами... Коньяк...
Текст прозвучавший в фильме незначительно отличается от текста
«Эры Милосердия» .
* * *
Сколько лет прошло, но при упоминании фильма у меня перед глазами обычно встают несколько запомнившихся с давнего просмотра небольших сцен и эта чаще других.
* * *
Редчайший, если не единственный случай: Абдулов не написал о друге воспоминаний, и может быть, в этом тоже его особая заслуга перед памятью Высоцкого. В годы, когда о поэте кто только не «вспоминал», В.О. остался верным его памяти, как был верен ему при жизни...
... in vita et post mortem.