ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ГОСТЕЙ САЙТА С НОВЫМ 2011 ГОДОМ!
ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАНС (Утро на Руси)
Дортуары, казармы, бараки в снегу – Запевает петух по Руси. Все горнисты, все классные дамы встают, Все дневальные жгут керосин.
— С добрым утром! Чиновник пером заскрипит, На стропила всползут мастера... По застылым танцклассам, манежам, плацам Уставная займётся муштра.
«Выше ножку!» - танцмейстер девицам кричит, Шепчет кавалергард жеребцу: «Но!» «Мать вашу б так!» - перед строем гремит Командир на промозглом плацу.
И летит балерина в лихом фуэте, Выгибается умница-конь, Рота грохает враз. На мороз, на зенит, Вровень строится мрамор колонн.
У чиновников лишь, да у мастеровых Дело Русской имперьи в руках. А у прочих – в ногах. И «allés, mon amie!»* Раздаётся и «мать вашу в прах!»
Чтоб вся в ляжках кружилась бедняжка Жизель, Снежный конь под гвардейцем плясал! Чтоб в полярном кругу древний зверь, словно хор Парфенонами маршировал.**
Шли солдат и параграф, и канцелярист... — Ты же ставишь нам русский балет! Только музыку, сошка, не ты написал, А другой, настоящий поэт.
Юр. Григорьев (до 1967)
*«allés, mon amie!» — Ну, давай же, моя дорогая!
**"Чтоб в полярном кругу древний зверь, словно хор парфенонами маршировал", - эта на первый взгляд странная фраза, словно бы отсылающая к Апокалипсису апостола Иоанна, является выражением полу-скрытой, но вполне отчётливой в творчестве Ю. Григорьева его неприязни к духу и букве Имперской России: тема неоднократно звучащая в стихах поэта.
Скачать запись романса в исполнении Валерия Агафонова можно здесь: ВАЛЕРИЙ АГАФОНОВ. Петербургский романс (Ю.Григорьев). См. по алфавитному списку MP3.
______________________________________________
ВВЕРХУ: Alexander Beggrow (Беггров) «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей», (1879) — Государственный музей А.С. Пушкина.
Ещё один вариант сюжета этой картины:
«Вид на Санкт-Петербург зимой, с куполами Исакиевского собора», (1878) — частное собрание. В 1870-80-х гг. у Б. появляется интерес к оживлению пейзажа фигурами людей - стаффажем, он прибегал к нему как в морских, так и в городских пейзажах.
Памятник Великому Князю Николаю Николаевичу (Старшему) в Санкт-Петербурге на Манежной площади перед Зимним Манежем Гвардейской кавалерии. Фото: Карл Булла, 13 янв. 1914 года (день открытия). Скульптор П. Каноника. В 1919 году памятник сломан матросами-анархистами Балтфлота.
Вел. Кн. Николай Николаевич [27. VII. (8. VIII) 1831, Царское Село — 13 (25). IV. 1891, Алупка, тело погребено в Петропавловском собре в Санкт-Петербурге мая 1891], третий сын Николая I, генерал-адъютант — 25. 01. 1856; генерал-фельдмаршал — 1878. Командующий — 10. 08. 1864, позднее Главнокомандующий войсками гвардии СПб военного округа — до 17. 08. 1880. Командующий Дунайской армией в период русско-турецкой войны — 1877-78, почётный член Николаевской Академии ГШ, Императорской АН, Императорского Русского Географического Общества, Михайловской артиллерийской академии, Медико-хирургической Академии, СПБ. Университета, Пармской Академии наук. Почётный Президент Николаевской инженерной академии. Кавалер орд. Св. великомученника Георгия 1-ой степени (за взятие русскими войсками Плевны — 29. 11. 1877).
Жена: (15. 01. 1856, СПб.) Александра (Фредерика-Вильгельмина) Петровна принцесса Ольденбургская (21. 05. 1838, СПб., — 13. 04. 1900, Киев), с 1889 в иночестве Анастасия, настоятельница основанного ею Покровского женского общежительного монастыря в Киеве, благотворительница, основательница Покровской общины сестёр-милосердия в Петербурге. Сыновья: Николай (т. н. "младший", семейное прозвище - "дядя Николаша") (6. 11. 1856, СПб. — 5. 01. 1929, Кап-д' Антиб, департамент Приморские Альпы, Франция), генерал от кавалерии — 6. 12. 1900, верховный главнокомандующий русской армией — 20. 07. 1914-23. 08. 1915, Наместник на Кавказе и главнокомандующий Кавказской армии - 23. 08. 1915-1. 03. 1917. Главномандующий войсками гвардии и войсками Петербургского ВО — 26. 10. 1905-26. 07. 1908; Пётр ("Петя") (10. 01. 1864, Санкт-Петебург — 17. 06. 1931, Кап-д' Антиб, департамент Приморские Альпы, Франция), генерал-адъютант — 13. 04. 1908, генерал-инспектор по инженерной части — 11. 09. 1904-1908, член совета Главного управления государственного коннозаводства, почётный член Николаевской инженерной академии (1908) *.
* - для удобства все даты до 1917 даны по старому стилю.
Дополнение почти в шутку: если встать с правой стороны от памятника так же, как и он, развернувшись лицом к Манежу, то по правую руку как раз будет дом, в котором в магазине "Лето" в конце 1890-ых годов куплены были некоторые ёлочные украшения, с которыми можно ознакомиться на странице Талуканской ММГ: ТУТ
1 марта 1881 из этого Манежа в сторону Зимнего после развода конных караулов выехала карета брата Николая Николаевича - императора Александра II. В полуверсте на набережной Екатерининского канала царя уже ждали его убийцы и Софья Перовская комкала в руке батистовый платочек, которым она, завидя заранее приближение кареты, сделает условленный знак бомбистам, что бы те сходились, занимая места вдоль маршрута царской кареты. Александр успеет ещё заехать в Михайловский дворец (где ныне размещён Государственный Русский музей), выпить чашку чая у своей кузины и пятнадцать минут спустя...
Пьетро Каноника [Pietro Canonica] (1. 03. 1869, Монкальери — 8. 06. 1959, Рим), итальянский скульптор, художник и композитор и генерал-адъютант, генерал от кавалерии Георгий Антонович Скалон (24. 1847— 1. 02. 1914, Варшава) на открытии памятника Великому Князю Николаю Николаевичу в Петербурге. Фото: К. Булла.
С правнучатой племянницей ген. Скалона, дочкой химика-органика, Мариной я учился в одном классе, в начале 90-ых она с мужем и детьми ( теперь уже и внуками) перебрались в Германию и живут неподалёку от марксового Трира. Предок их генерал Антон Скалон прославился в войну 1812 года.
Alexander Beggrow [17 (29). 12. 1841, Санкт-Петербург — 14 (27). 04. 1914, Гатчина, Санкт-Петербургская губерния], российский живописец маринист, акварелист, академик Императорской академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок,сын замечательного петербургского литографа, мастера акварели и академика перспективной живописи Карла Иоахима Беггрова.
По образованию морской военный инженер, служил в чине прапорщика на Балтийском флоте — 1863, ходил в плавания на фрегатах «Ослябя» и «Александр Невский» — 1865, 1866-68.
Участвовал в кругосветном плавании вместе с будущим генерал-адмиралом (главнокоманд. военным и торговым флотом Империи) вел. кн. Алексеем Александровичем на винтовом фрегате «Светлана» — 1871-72.
Заведовал чертёжной мастерской Адмиралтейства — до 1870. Свокошный вольнослушатель ИАХ — 1870-73. В отставке с военной службы — 1874. Учился и стажировался в искусстве живописи во Франции у Леона Бонна и Алексея Боголюбова — 1874-75. Совершил плавание вокруг Европы из Кронштадта в Пирей на фрегате «Светлана» — 1879. Во Франции — до 1881.
Назначен художником Морского министерства (остаётся в должности до конца жизни) — 1878-1914. Один из учредителей Общества русских акварелистов — 1885, член товарищества передвижных художественных выставок — 1876 (участник выставок — с 1874). Экспонент Всемирных выставок в Вене (1873) и Париже (1878, 1900), за картину Удостоен высшей награды на Всемирной выставке в Париже — 1878 (за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей») Академик Императорской Академии художеств — 1885, почётный член Императорской Академии художеств — 1912. Награждён Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств — 1873.
Жил в г. Гатчине под Санкт-Петербургом — 1892-1914. Пожертвовал ИАХ 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам» — 1912.
Жена: Люция Беггрова (1842-1903). Тело погребено на Новом кладбище в г. Гатчине, памятник сохранился с утратами.
Литература: «Жизнь Царскосельского уезда». 1914. 9 апреля; Родионова Т.Ф. Александр Карлович Беггров (1841-1914). Биографический очерк. Краеведческий фонд Гатчинской центральной городской библиотеки имени А.И. Куприна; Репин И.Е. Избранные письма в двух томах. 1867-1930. М., 1969, т.1; Минченков Я.Д. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. М., 1989; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л: Художник РСФСР, 1965. Издание пятое; Весь Петербург. СПб, 1897; Бурлаков А.В. Беггров и Гатчина. Гатчинская правда, 4 января 1992 г.
***
"Он был коренаст, ходил твердо, как все моряки. Лицо всегда строгое, и, если иногда засмеется на секунду, то и тогда выражение лица не изменялось, как будто смех исходил от другого".
Отличался немецкой пунктуальностью и основательностью в работе. Завёл плодовый сад, засыпав на окраине Гатчины старое болото, сам вворачивал кольца в рамы при развеске своих картин на выставках, руководил упаковкой и распаковкой доставленных полотен, протирал стёкла акварелей: "У него все должно было иметь аккуратный, блестящий вид, как у вещей на корабле. Указывал на раму: "Смотрите, как сделана: двойной шип! А позолота? За стекло одно двенадцать рублей заплатил! То-то же!".
***
"У Беггрова на камине стояли часы под футляром, искусно составленными из различной формы, стеклянных кусочков, склеенных узенькой тесьмой.
- Разве в магазине сумеют так склеить? -- недовольно ворчал Беггров. - И чем будут клеить -- столярным клеем или синдетиконом? Вот вздор! Все быстро расклеится! Это я сам клеил, и, будьте покойны, не распадется.
- Чем же Вы клеили?
Тут он изложил целый сложный рецепт. Разваривал ржаной хлеб, процеживал его через густое полотно, варил с клеем и еще и еще чем-то. Пробовал много раз, медленно высушивал и добился того, что скорее можно разбить стекло, чем оторвать наклеенную на него ленту".
«ЧЕМ МНЕ С ТОБОЙ ПОДЕЛИТЬСЯ? ХОЧЕШЬ ЛИ ДУШУ ОТДАМ?» (Юр. Григорьев)
Валерий Агафонов и Виктор Павлович Павлов (5. 10. 1940 — 24. 08. 2006), "бандит Шишка" в фильме режиссёра Анатолия Вехотко «Личной безопасности не гарантирую...», (1980, Ленфильм, премьера: авг. 1981).
ВРЕМЕННО РАЗМЕЩАЮ БИОГРАФИЧЕСКУЮ СПРАВКУ О В. АГАФОНОВЕ, ЗАИМСТВОВАННУЮ С САЙТА www.kkre-18.narod.ru, но обязуюсь по мере возможности составить более полный и точный очерк.
ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ АГАФОНОВ [10. 03. 1941, Ленинград — 5. 09. 1984, Стрельна близ Ленинграда], исполнитель старинного городского и цыганского романса, композитор.
Окончил ремесленное училище, во время занятий в котором познакомился и подружился с Ю. А. Борисовым, песни которого стали впоследствии неотъемлемой частью исполнительского наследия А. Работал шлифовальщиком, рабочим сцены, электриком, радистом. Участвовал в художественной самодеятельности. По рекомендации В.В. Меркурьева посещал курсы Ленинградского института театра, музыки и кино. Участвовал в сборных эстрадных концертах. Работал в Алтайской филармонии и Русском театре Вильнюса. Пел в ресторане "Астория" в Ленинграде, под псевдонимом Ковач выступал в цыганском ансамбле с исполнением таборных песен. Снялся в двух кинофильмах - "Путина" и "Личной безопасности не гарантирую".
В 1980 году стал артистом Ленконцерта, выступал с песнями и романсами, которые пел под собственный аккомпанимент на гитаре. Исполнительскую манеру А. отличали филигранная техника и высочайшая культура, знание материала и постоянный творческий поиск. Его выступления в ВУЗах сопровождались лекциями о поэзии и истории романса.
В течении творческой жизни исполнил более 700 романсов и песен. Был выдающимся интерпретатором старинного русского романса. Писал музыку к романсам на стихи Н. Гумилева, С. Есенина, Ю. Борисова, Юр. Григорьева и др. авторов. Пять дисков с записями А. были выпущены фирмой «Мелодия» 1985-91. Компанией SoLyd Records было выпущено 6 CD певца — 1998-2005.
Персональный сайт В. Агафонова: АГАФОНОВ_ИНФО Очень приличная коллекция МР3 В. Агафонова, доступных для свободного скачивания: АГАФОНОВ О нём: две документальные ленты - "Петербургский романс" (реж. А. Сидельников, ТПО "Выбор", 1989) и "Порог сердца" (реж. С. Зайцев, "Техновидео", 2007).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]