Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 10.05.2021, 01:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [36] TAPA-E TAJBEK [23] DARULAMAN PALACE [9] OTHER AREAS [30]
Балх [12] ГЕРАТ-БАДГИС [30] Калай-и Нау [2] Мазар-и Шариф [33]
Пул-и Хумри [1] СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9] Тахар-Бадахшан [11] Ташкурган (Хульм) [144]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » КАБУЛ » «ЛЕТО»

«ЛЕТО»

«ЛЕТО», скульптура в саду королевской резиденции Делькуша (по др. свидетельствам, Пагмана близ Кабула), скульптор Арпад Фараго (Венгрия). ок. 1919-20 годов Фото Фредерика Гадмера (1928) для проекта банкира и филантропа Альбера (Авраама) Кана/ Albert Kahn «Архив Планеты» (1909-31), огромного фотографического корпуса, включающего более 72 тыс. цветных фотографий и 183 тыс. метров киноплёнки, снятых в десятках стран мира
195 3 5.0

Добавлено 30.07.2020 baktria

Всего комментариев: 3
0  
1 baktria   (30.07.2020 07:53) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: «ЛЕТО», скульптура в саду королевской резиденции Делькуша (по др. свидетельствам - в Пагмане близ Кабула), скульптор Арпад Фараго (Венгрия). ок. 1919-20 годов Фото Фредерика Гадмера (1928) для проекта банкира и филантропа Альбера (Авраама) Кана/ Albert Kahn «Архив Планеты» (1909-31), огромного фотографического корпуса, включающего более 72 тыс. цветных фотографий и 183 тыс. метров киноплёнки, снятых в десятках стран мира.

Е.Е. Барханову




«ЛЕТО», скульптура в саду королевской резиденции Делькуша близ Кабула, скульптор Арпад Фараго (Венгрия), тонированное дерево, мрамор, гипс. ок. 1919-20 годов.


Увы, о самом скульпторе известно не больше, чем о его пагманских и кабульских работах (некоторые из которых сохранилась до нашего времени).



Крохотная, в шесть строк биографическая справка о венгерском скульпторе имеется в Magyar szobraszok adattara, стр. 40: она легла в основу данного материала, наметённого мною по сусекам венгерского сегмента Интернета.

FARAGÓ ÁRPÁD, (Boroszló/Боросло, 1880-Budapest, 1948), венгерский скульптор, резчик по дереву, мастер мелкой пластики и акварелист. Учился в Париже и Будапеште. Затем два года работал на фабрике Zsolnay в Пече, позднее в студии Ede Telcs. С 1906 года он выставляет в основном обнаженные и живописные скульптуры, выполненные в реалистической манере.

В конце 1914 или начале 1915 года призван в австро-венгерскую армию и участвовал в Империалистической войне. После пленения, вместе с большой группой соотечественников был направлен в гарнизоны Русского Туркестана, откуда позднее многие венгры бежали в Иран, Восточный Туркестан под управлением Китая и в Афганистан.

"Стремлению к свободе не могли помешать даже естественные препятствия: несмотря на то, что беглецам предстояло пройти через бесплодные скалистые горы и сухие пустыни, многие солдаты отправились в опасное приключение, чтобы вернуть себе свободу. Согласно записям гусарского сержанта Ференца Эрдели, 123 члена имперской и королевской армии бежали в Афганистан.", (цитата по: Zsuzsanna Benkéné Jenőffy, Elso vilaghaboru magyar foglyok afganisztanban, magyartudat.com).



Фонтан с тремя фигурами гиппокампусов - морских лошадей с рыбьими хвостами, запряжённых в колесницу Посейдона в Фонтанном саду Пагмана, А. Фараго, перв. пол. 1920ых.


Эмир Хабибулла первоначально не склонный к следованию правилам Конвенции по обращению с военнопленными (к тому же настроенный про-английски), под давлением членов прибывшей в 1915 германской миссии Оскара фон Нидермайера, счёл возможным смягчить участь своим нежданным европейским гостям: он позволил заключенным свободно передвигаться, снабдил их одеждой и деньгами, а также предоставил им жилье, достойное европейцев, несколько человек так же были приняты на придворную службу. Художественные навыки молодого венгра так е нашли себе применение:



По заказу королевского двора Фараго выполнил более десятка скульптур для садов и дворцов в Кабуле и Пагмане*. Возможно, к их числу относится памятник, посвященный годовщине рождения короля Амануллы, который всё ещё стоит перед боковым фасадом мечети в Пагмане (построенной по проекту итальянца Де Гадо): для сооружения этого монумента, оформленного в национальном стиле, студенты всех государственных школ и училищ Афганистана пожертвовали по одному афгани.

0  
2 baktria   (30.07.2020 07:57) [Материал]
Среди соотечественников Ф., попавших, подобно ему в Кабул, известность получили ещё несколько бывших военнопленных: стоит упомянуть тут Пала Добо, который делал небольшие машины и экипажи для наследника афганского престола.



скульптуры Фараго в фонтанном саду Пагмана.


Иштван Косс/Kósz István под именем Абдул Вахаба сумел сыграть известную политическую роль при дворе эмира.

Ещё один венгр, уроженец Кемеча, Геза Хибьян/Hibján Géza, окончивший на родине Академию экономики сделался лейб-ветеринаром эмира, сумев вылечить тяжело заболевшего его любимца - старого слона Голиафа. Хибаи служил при короле скороходом и поваром, (материал ÚJ SZÓ ONLINE, 22 ноября 2001).

Большая часть бывших венгерских военнопленных вернулась на родину в 1921-22 годах.

Несколько работ мастера имеются в собрании венгерской Википедии, их изредка можно встретить в публикациях венгерского сегмента Сети. Представлю тут две работы характеризующих достоинства Фараго-акварелиста и мастера мелкой пластики.



Toldi Miklós a farkasokkal /«Миклош Толди с волками», бронза, литьё, штамповка, 65Х43, 5 мм


Плакетка с изображением полу-легендарного национального героя поздне-средневековой Венгрии, Миклоша Толди (1320-70), магната и просветителя, соратника польско-венгерского короля Лайоша Великого на популярный у венгров сюжет , повествующий о том, как однажды в юности, застигнутый ночью в лесу молодой аристократ расправился с напавшей на него стаей волков: в предвоенной фашизированной Европе в условиях культа молодой силы и красоты подобные сюжеты были популярны у многих народов, а почти фольклорная история Толди сделалась сюжетом нескольких венгерских романов и повестей.

Работа выполнена скульптором в 1929 году, позднее (в 1934 году) повторена автором в несколько уменьшенном варианте (30Х16. 5мм) для оформления нагрудного значка участника Чемпионата Мира по спортивной гимнастике.



A kisassony és a madáruesztő, акварель, 30 Х 25 см.


Работы художника на аукционах появляются не часто, на настоящий момент (июль 2020) последние торги с его "участием" отмечены в 2015 году (Galeria es Aukcioshaz,Hungary, уточн. artprice.com), лотом была выставлена одна из акварелей художника Lady and the scarecrow/Дама и чучело.

Произведения мастера хранятся в музейных и частных собраниях Венгрии,России, США, Австрии, Индии, Чехии, Италии и ряда др. стран.

PS. Когда материал уже был готов, стало известно, что одна из работ художника должна была быть выставлена на намеченных с 30 мая по 3 июня сего года в павильонах EXPO TLV 11-ой ярмарке израильского искусства «Свежая краска». "В этом году ярмарка принимает у себя в гостях экспозицию «Взгляд на Венгрию», которая проходит в рамках Сезонов венгерской культуры в Израиле. Венгерские сезоны приурочены к 30-летию со дня установления дипломатических отношений между Израилем и Венгрией." (karman.zahav.ru).

* в публикации о венгерских военнопленных в Афганистане, Сусанны Бенкене Яноффи упомянуто о работе скульптора по заказам афганского короля: Faragó Árpád szobrászmester kabuli középületek helyreállításán és díszítésén munkálkodott, az uralkodó nyaralójának kertje számára pedig tizenkét szobrot faragott /"Фараго работал над реставрацией и отделкой общественных зданий в Кабуле, он так же выполнил двенадцать скульптур для сада загородного дома правителя. " см. Benkéné Jenőffy Zsuzsanna, Első világháború- Magyar foglyok Afganisztánbanhttps://magyartudat.com/elso-vilaghaboru-magyar-foglyok-afganisztanban/, на magyartudat.com.

0  
3 baktria   (06.08.2020 10:19) [Материал]
Для быстроты и удешевления работ, с завершением которых постоянно торопил король, скульптуры выполнялись не из камня, а из обожжённого кирпича* или вырезались из дерева (скульптурные работы А.Фараго ?), а "сверху отделывались штукатуркой из гидратированного гипса".



Статуи пагманского Бала Бага ("Высокого Сада") и сада кабульского дворца Делькуша были новинкой для Афганистана, и те из них, что изображали человеческие фигуры, вызвали недовольство многих подданных короля, которые обвиняли его в приверженности идолопоклонничеству**.

* своей торопливость в проведении реформ и придания Афганистану внешних черт европеизованного современного государства, эимр нередко напоминал нашего Петра Великого, порывистого и нетерпеливого, подгоняющего стоителей новой столицы его государства, заставляя их строить по утверждённым ранее им проектам дома из глины и дерева, штукатурить фасады и расписывать их под кирпич, дабы приезжие инострацы видели перед собой современный европейский город.

** см. статью Bonin edilicio nell'Hindukush/A building boom in the Hindukush, 1980: "Nascosti tra i pergolati dei giardini a terrazze,vi erano diversi padiglioni, fontane, campi da tennis, una piscina e statue da giardino costruite interamente in mattone e ricoperte da un intonaco di gesso idrato ad imitare il marmo. Queste statue costituirono una novità e quelle raffiguranti esseri umani dettero origine ad una controversia con i sudditi conservatori che accusarono il re di essere diventato un idolatra."/Среди террасных садов было спрятано несколько павильонов, фонтанов, теннисных кортов и плавательный бассейн, а также садовые скульптуры, выполненные полностью из кирпича, отделанного гипсовой штукатуркой для имитации мрамора. Такие статуи были новинкой, и те, что изображали человеческий облик, вызвали споры среди консервативных подданных короля, обвинявших его в том, что он стал идолопоклонником. 26 LOTUS INTERNATIONAL, Revista trimestrali architettura, 1980.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]