Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 04:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [41] TAPA-E TAJBEK [24] DARULAMAN PALACE [9] OTHER AREAS [45]
Балх [12] ГЕРАТ-БАДГИС [32] Калай-и Нау [2] Мазар-и Шариф [35]
Пул-и Хумри [2] СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9] Тахар-Бадахшан [14] Ташкурган (Хульм) [160]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » Ташкурган (Хульм) » ТАГЗАР

ТАГЗАР

«ТАНГИ ТАШКУРГАН»
В реальном размере 1600x1042 / 195.9Kb
2779 5 5.0

Добавлено 14.03.2013 baktria

Всего комментариев: 5
+1  
1 baktria   (14.03.2013 20:43) [Материал]
К 50-летию Виктора Веденина


В ЗАСТАВКЕ: «УЩЕЛЬЕ ТАШКУРГАН», ок. 1984 – 85 гг. Krazik*, 45-й сапёрный полк, в/ч п/п 88870, Чарикар**, годы службы 1983–85. РАЗМЕЩЕНИЕ

* – ** Скорее всего, автору снимка, Алексею "Krazik"’у (Алекс'у Крас, Алексею Краснову, 1983-85, 45-й сапёрный полк)) принадлежит ряд видео-роликов, выложенных на страницах ресурса Ютуб, например: ТУТ Его альбом на PANORAMIO

в/ч п/п 88870 45 инженерно-саперный полк (45th Engineer-Sapper Regiment) был сформирован в Термезе 10 февраля 1980 и 18. 02. 1980 введён на территорию ДРА с местом постоянной дислокации в г. Чарикар, административный центр провинции Парван, находящийся на трассе Кабул-Кундуз. Личный состав полка был задействован практически во всех крупных операциях 40-ой армии вплоть до вывода 23 января - 10 февраля 1989 года. Подразделения полка передислоцированы в Московский военный округ, в село Николо-Урюпино, Красногорского района, Московской области. В 2006 полк переформирован в 45-й отдельный инженерно-маскировочный полк (45th Separate Engineer-Camouflage Regiment), в/ч п/п 58142. Фотоальбом полк. А. А. Щенникова на SOLDAR.RU Фото Танги Ташкурган из этого альбома.

© А. Кразик, 1984-85

+1  
2 baktria   (14.03.2013 20:45) [Материал]
АБДУЛ ГАНИ БАРЗИН МИХР, «ТАНГИ ТАШКУРГАН», کاروان مردان ، مهار اشتران در دست

کاروان مردان ، مهار اشتران در دست
روان و قلب شان آگنده از خوبی
راه شان اسپید
شرشر در یاچه ای تنگی
با صدای زنگ های اشتران در راه
نرم نرمک قصه میگویند:
این همان تنگی ست
فرازش نیلی آفاق
فرودش رودبار روشن از مهتاب
کمر گاهش نشان سم " دلدل"
علی میتازد آنرا تا فراز تارک گردون
آری آری!
این همان تنگی ست:
شمارش را نمی دانم و تاریخ هم نمیداند
چه تعداد کاروان مردان شب آهنگ
در آن شب های مهتابی و شیری رنگ
زچاک سینه " تکزار" بگذشتند
یکی " تگزار" و دیگر"تونج " دوهمزاد
هزاران داستان تلخ و شیرینش زجور روزگاران یاد
گذر گاه جهان جویان خود افرا
و صدها کاروان هرشب
متاعش بار ابریشم
از این وادی زرافشان از ین تنگی دشمن سوز می رفتند
تا آن سوی دریا ها و کشور ها
آری آری این همان تنگی ست
هزاران کاروان مردان دریا دل
به آن شب های قیری رنگ و سردستان
کنار آب و درآغوش سنگستان
به آن شب ها
که باد تلخ پاییزی
شرار سنگ چقمق را
نمی یارست به گوش پنبه ها گفتن
و سنگستان
هنوز آن قصه های تلخ و شیرین را به گوش باد میگوید:
عزیزان از شکوه خلم جز افسانه باقی نیست
و بانو شهر فروخوابیده در آغوش ریگستان
از آن سامان خدایان جز به برگ دفتر تاریخ نخواهیم یافت سامانی
تگینان هم در این تنگی شکوه آل سامان ریخت
ولی خود یک شرر بالید و دیگر هیچ
چمنزارش حریف باغ و باغستان
و آب رود بارش گونه یی از چشمه ای زمزم
و ( وطینش) گواه روضه رضوان
عزیزان از شکوه خلم جز افسانه باقی نیست
و در یک نیمه روز گرم و بی ساحل
شنیدم راویان باد
به گوش رود جیحون رازها میخواند:
شگفتا روز گارانی
که بودند کد خدایانی کزین جا ترک خاک و خاکدان کردند
و بانو شهر را بدرود گویان پابه پای راهیان راه ابریشم زجیحون رود بگذ شتند
و آنجا در کنار رود نیل پی افگندند اورنگ خدایی را
خدایانی که بیخ و ریشه اش خلمی
و شاخ و برگ و بارش از ذلال نیل یازان بود
و هر یک باغها و کاخها اهرامهای بس شگفت افگنده اند آنجا
و این افسانه اکنون در میان کاروان مردان شب آهنگ
و یا هم در حریر قصه های قصه پردازان ما جاریست
و جای پایشان در کوی و برزنهای بانو شهر
همچنان باقیست.

* * *

شاعر: پوهندوی دکتور عبدالغنی برزین مهر.
گزفته شده ازکتاب خلم در درازنای تاریخ ، مولف : قاضی عبدالحی تاشقرغانی

ТЕКСТ

© Abdul Ghani Barzin Mehr

+1  
3 baktria   (14.03.2013 20:47) [Материал]
* * *
*
Караванщики со жгутами в руках,
с сердцем исполненным любовью!
Их путь в белом рокоте реки Танги 1,
в звоне колокольцев на пути верблюдов:
неторопливо рассказывается история.
Это ущелье – то же самое, небо его синее.
Под ним есть река, что ярче Луны,
в его скале знак копыта Дульдуля: 2.
Али 3 проскакал к вершине!
Да, да:
Этот Танги тот же самый, и ни мне не известно,
ни история не упомнит,
сколько караванов и всадников в те млечные, в те лунные ночи
прошли сквозь каменную грудь двух гор-близнецов:
Одна – «Tагзар», другая – «Tундж» 4-5,
Помнящих тысячи историй о страданиях мира.
Проход для ищущих убежища из эгоистичного мира.
И каждый вечер караван за караваном
с товарами шёлка
шли сквозь это рассеивающееся золото,
мимо воинственного Танги
к морям и странам…

Да, да, это то же самый Танги:
тысячи караванов щедрых мужчин
текущие в эти тёмные ночи
по холодной земле
вслед за водой, а между скалами в те ночи
горький ветер осени,
задувающий искры костров,
шептал хлопку
и скалистым землям,
И снова и снова шепчет он
эти горькие и влажные истории.

Дорогие мои, от славы Хульма осталась лишь сказка
и Бану –Шахр 6 спит в недрах песков;
от времён тех царей Саманидов ничего не осталось.
Сыновья Тагина 7превозмогли славу сыновей Самана в этом Танги.
Но даже это сверкнуло подобно искре:
один раз – и затем темнота.
Его пустоши противостоят садам и пашням,
вода его реки как Замзам весной 8
И является свидетельством Рая. 9

Дорогие мои, от славы Хульма остаётся лишь сказка,
тёплым и долгим полднем
я слышал, как ветер-рассказчик
нашёптывает свои секреты на ухо реке Окс! 10

Замечательные были времена
когда старосты, покидая эту землю,
сказали: "До свидания, Бану-Шахр", -
пересекли Окс, и ушли с караванщиками,
чтобы у Нила основать благочестивый Престол… 11
Боги, корни которых были в Хульме, а крона - из воинов Нила.
И каждый из них строил там прекрасные сады и дворцы,
И легенда об этом до сей поры среди погонщиков караванов
переливается в искусстве рассказчиков, в их тропинках в горах и к Бану-Шахр.

И жива по-прежнему.

+1  
4 baktria   (14.03.2013 20:48) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЯ

1 Танги Ташкурган [تنگی تاشقرغان] – природное ущелье в горной гряде близ города Хульм, расположенного в провинции Балх (Саманган), по которому тысячи лет проходили караваны торговцев Великого Шёлкового пути. Во времёна пребывания на территории Афганистана ОКСВА, советские солдаты именовали Танги Ташкурган «Ущелье Александра Македонского» или «Македонское ущелье».


2-3 Дульдуль [دُلدُل] – легендарный конь серой масти, принадлежавший Хазрату Али, четвертому халифу ислама, на котором он, как гласят местные легенды, объезжал окрестности Хульма, приготовляясь к сражению с обитавшим в окрестных горах подземным чудовищем – змеем или драконом. Культ почитания этого животного широко распространён в различных областях Ирана, С. Афганистана и республик Ср. Азии. Люди считали, что из следов священного коня начинают бить родники чистейшей воды (Ферганская долина, Узбекистан). В долине Шахимардана (Кадамжайский район Баткенской области Киргизии) почитаются выбоины в скале, оставленные, как считалось, проскакавшим по горам Дульдулем. Считается, что Дульдуля хазрат унаследовал от Пророка Мухаммеда, а псле гибели Али ибн Абу Талиба, уже старое животное досталось его сыну и наследнику Хасану – следующему имаму. Легендарный конь упоминается многими поэтами классического исламского Востока, в т. ч. Саади, Н. Хосровом, Хагани, Руми. Подробнее о культе Дульдуля статья О Дульдуле в словаре Dehkhoda (фарси); Дульдуль в Библиотеке ТАХУР کتابخانه طهور (фарси). СЛЕД ДУЛЬДУЛЯ (سم دلدل) фото ещё одного «отпечатка» копыта Дульдуля на скале горы Азгханд (کوهای ازغند уезд Азгханд, пограничная с Афганистаном пров. Хорасан-Резави) Оригининал фото сайт azghand.ir Размещение حج موسی بخشی©


4 Такэзар, Тагзар [تکه زار или تگزار - место обитания оленей] – знаменитая гора в юго-восточной части города.

5 Тундж [تونج] – гора, которая находится рядом с Тагзар в юго-западной части города. Эти две горы, разделяет знаменитое ущелье (узкий проход) [в стихотворении именуются «دوهمزاد» - два близнеца, ещё одно распространённое среди местного населения название горыТундж: «جرآب» - видимо, связано с её вытянутой формой].

+1  
5 baktria   (15.06.2018 12:03) [Материал]
* * *


6 - Бану-Шахри [ بانو شهر - город госпожи] – разрушенная временем и людьми крепость, она являет собой одну из старейших частей Ташкургана, легенда гласит, что эту циадель построила женщина и оттуда она управляла городом и его округой до самой своей смерти. ВИД НА ГОРОД ТАШКУРГАН из крепости Бану-Шахри: (mirwaisbalkhi.persianblog.ir).

Среди шиитов Ирана и Афганистана издавна живёт легенда о дочери последнего Сасанида – Йездигерда III – Бану Шахр (شهربانو‎), которую арабы, победившие её отца, увезли пленницей в Медину, где ей предстояло стать женой сына хазрата Али – имама Хуссейна. В браке этом родился будущий четвёртый имам Али Зайн-аль-Абидин. Согласно этой легенде, перед тем как вступить в сражение со своими врагами в Кербеле, и зная, что эта битва станет для него последней, Хуссейн посадил жену на своего белоснежного коня Зуль Джанаха и отправил её в Персию. В одном из ущелий горы Табарак вблизи Рея враги настигли всадницу и, не желая попадать в нечестивые руки, она погнала коня в сторону отвесной скалы над дорогой. Гора разверзлась и поглотила Бану Шахр вместе с конём. ЛЕГЕНДА и её научный анализ на сайте «ИРАНИКА» (англ. яз.)

7 – Алп Тегин, آلپ تکین [? — ок. 963] — тюрский раб, гулям при дворе Саманидов, выслужившийся из рядовых солдат до командующего гвардией, наместник Хорасана, вызвавший подозрения в неверности, в узком ущелье Танги Ташкурган (прибл. в мае 962 года) разгромил саманидское войско, посланное для его пленения, в том же году сверг местного правителя в Газне, что уже после смерти Алп Тегина привело к воцарению новой династии — Газневидов, создавших громадное государство на части территории нынешних Пакистана, Афганистана Ирана, С. Индии и Ср. Азии. Эпоха Газневидов — одна из наиболее величественных страниц в истории народов, населяющих нынешний Афганистан.

8 – Замзам [چاه زمزم] – священный источник (колодец) в Мекке в 21 км. от Каабы на земельном участке мечети аль-Харам, возникший, как считается от удара о землю крыла архангела Джабраила (Джибриля, Гавриила), посланного спасти Исмаила и мать его от неминуемой смерти в жаркой пустыне. Окрестности Замзама — легендарные места погребений пророков Ноя (Ноах, Нух), Худа (возможно, соответствует ветхозаветному Эверу), Салеха и Шуайба.

9 – считается, что вода Замзама течёт прямо из Рая, она исцеляет болезни и утоляет жажду благочестивых; напротив: люди двуличные не могут напиться ею вдоволь.

10 – Окс (Oxus, Ωξος), древнее наименование реки Аму-Дарья.

11 – Ещё одна местная легенда: будто бы один из фараонов Древнего Египта был уроженцем Хульма, отправившимся с торговым караваном в Египет, и позднее ставшим правителем этой страны.

© Abdul Ghani Barzin Mehr
© Mirwais Balkhi, 2011
© baktria, 2012

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]