Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 05:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [120] МИНИАТЮРЫ [163]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » SONGS » РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

«Волшебная сила искусства»
В реальном размере 1024x687 / 550.7Kb
1611 2 5.0

Добавлено 25.12.2012 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (25.12.2012 17:44) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Один из театральных занавесов эпохи барокко.

Ю. Ч. КИМ: «Волшебная сила искусства»


Ироническая баллада Юлия Кима имеет основой своей исторический анекдот о том, как словно бы, просмотрев первый акт комедии Василия Вас. Капниста «Ябеда», император Павел Петрович, сказал автору: «Был ты Василь Васильевич, а станешь теперь Сибирь Сибирьевич» и повел заковать в цепи нашего славного пиита, драматурга и переводчика Горациева. И отправить с фельдъегерем в указанные места… Просмотревши пиесу до конца, государь оттаял в гневе своём и вернул Василь Василича назад уже над императорскими театрами директором. Сюжет этот пересказал Юлию Черсановичу историк Натан Яковлевич Эйдельман, позднее из трагикомичной фабулы родился ещё и спектакль, но мы, помятуя, что время предновогоднее не позволяет отвлекаться на столь долгие сюжеты, ограничимся тут рождественской балладой, тем паче, что в России, что ни век, то та одна и та же пьеса.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САЙТА С НОВЫМ ГОДОМ! Уж и не знаю, что пожелать вам в наступающем... Силы духа, бодрости и здоровья, пожалуй более всего иного, счастья в семьях, уюта и тепла в доме, будьте счастливы!



Капнист* пиесу накропал, громадного размеру**.
И вот он спит, в то время, как царь-батюшка*** не спит:
Он ночь-полночь пришёл в театр и требует премьеру.
Не знаем, кто его толкнул. История молчит.

Партер и ложи – пусто всё: ни блеску, ни кипенья.
Актёры молятся тайком, вслух роли говоря.
Там, где-то в смутной глубине, маячит жуткой тенью
Курносый царь. И с ним ещё, кажись, фельдъегеря.

Вот отмахали первый акт. Всё тихо, как в могиле.
Но тянет, тянет холодком оттуда (тьфу-тьфу-тьфу!)
«Играть второй!» – пришёл приказ, и с Богом приступили,
В то время, как фельдъегерь: «Есть!» – и кинулся во тьму.

Василь Васильевич Капнист метался на перине:
Опять всё тот же страшный сон, какой уж был в четверг:
Де-он восходит на Олимп, но, подошед к вершине,
Василь Кирилыч**** цоп его за жопу – и низверг.

За жопу тряс его меж тем фельдъегерь с предписаньем:
«Изъять немедля и в чём есть отправить за Урал,
И впредь и думать не посметь предерзостным мараньем
Бумагу нашу изводить, дабы хулы не клал».

И не успел двух раз моргнуть наш, прямо скажем, Вася,
Как был в овчину облачён и в сани водворён.
Трясли ухабы, тряс мороз, а сам-то как он трясся,
В то время, как уж третий акт давали пред царём.

Краснел курносый иль бледнел – впотьмах не видно было.
Фельдъегерь: «Есть!» – и на коня, и у Торжка нагнал:
«Дабы сугубо наказать презренного зоила,
В железо руки заковать, дабы хулы не клал!»

«Но я не клал! – вскричал Капнист, точа скупые слезы. –
Я ж только выставил порок по правилам искусств!
Но я его и обличил! За что ж меня в железы?
А в пятом акте истребил, – за что ж меня в Иркутск?!»

Меж тем кузнец его ковал с похмелья непроворно.
А тут ещё один гонец летит во весь опор...
Василь Васильевич Капнист взглянул, вздохнул покорно,
И рухнул русский Ювенал***** у позлащённых шпор!

...Текли часы. Очнулся он, задумчивый и вялый.
Маленько веки разлепил и посмотрел в просвет:
«Что, братец, там за городок? Уже Иркутск, пожалуй?»
«Пожалуй, барин, Петербурх», – последовал ответ.

«Как... Петербург?!» – шепнул Капнист, лишаясь дара смысла.
«Вас, барин, велено вернуть до вашего двора.
А от морозу и вобче – медвежий полог прислан,
И велено просить и впредь не покладать пера».

Да! Испарился царский гнев уже в четвёртом акте,
Где змей порока пойман был и не сумел уползть.
«Сие мерзавцу поделом!» – царь молвил, и в антракте
Послал гонца вернуть творца, обёрнутого в полсть.

Всё ближе, ближе Петербург, и вот уже застава.
И в пятом акте царь вскричал: «Василий! Молодец!»
И на заставе ждёт уже дворцовая подстава, smile
И только прах из-под копыт – и махом во дворец.

Василь Васильевич на паркет, в чём был, из полсти выпал.
И тут ему – и водки штоф, и пряник закусить.
«Ну, негодяй, – промолвил царь и золотом осыпал, –
Пошто заставил ты меня столь много пережить?»

...Вот как было в прежни годы,
Когда не было свободы!

<1984>

СКАЧАТЬ MP3 (2.34 МБ): ТУТ

© Ю. Ч. КИМ, 1984

0  
2 baktria   (25.12.2012 17:52) [Материал]
У Вас. Вас. и Александры Алексеевны Капнистов явилось многочисленное и разветвлённое потомство, в 1876 году в ознаменование заслуг предков возведённое в графское достоинство, многие Капнисты после 1917 подверглись гонениям, а некоторые были расстреляны в Судаке, в Крыму (там у них была дача) и в Пятигорске на Кавказе в 1918-1921 годах. Среди них был граф Ростислав Ростиславович Капнист (20. 02. 1875 — 21. 01. 1921, Судак, на горе Алчак), капитан I ранга, позднее камергер, а в отставке - винодел в Судаке, помогавший в годы первой революции перевозить из-за границы большевистскую «Искру», казнённый большевиками же в числе 13 заложников из числа местных дореволюционных дачников, оставшихся в Крыму в трудные годы гражданской войны. Одна из дочерей его Мария (22.03.1914, Петербург - 25.10.1993, Киев) проведёт 15 лет в сталинских лагерях (1941-1956 в Тайшете), она была театральная и кино-актриса и хорошо памятна в роли старой графини в фильме «Бронзовая птица». Один из её братьев - Андрей сумел эмигрировать, другой - Григорий в 1930 году был отправлен в лагерь. Дальнейшая его судьба неизвестна.

ОБ АВТОРЕ:



Юлий Черсанович КИМ [23. 12. 1936, Москва], российский литератор, поэт, бард, драматург, участник диссидентского движения в СССР в 1960-70-ые годы Отец Ким Чер Сан (1904—1938, расстрелян), переводчик с корейского языка. Работал учителем литературы и обществоведения (1959—1968). Активно участвовал в диссидентской деятельности подписывал многочисленные коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Первая жена: Ирина Петровна Якир (1948—1999), дочь диссидента Петра (1923—1982), внучка командарма 1-го ранга Ионы Якира (1896—1937). Многие годы писал под псевдонимом «Ю. Михайлов». Член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трёх десятков пьес и нескольких книг. Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). Медаль "Защитнику свободной России" (1992).

Да, пока не забыл. В воспоминаниях о службе гв. рядового Ярослава КОРСЫ (16. 01. 1967), 1985-87 года, различные подразделения 357-го гв. ПДП, Кабул, Пул-и-Хумри, Баграм, Шахри Гульгула, Бамианская долина («ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ»), читаем: «Периодически в ограниченный контингент приезжают артисты. Так как мы большей частью в разъездах, на концерты мне удалось попасть только три раза - приезжала большая группа артистов и гвоздь программы - Иосиф Кобзон. Приезжала Жанна Бичевская. А ещё под конец службы сходили на концерт Юлия Кима».

Скорее всего, автора подвела память, крайне маловероятно, что Кима, находящегося на заметке КГБ в числе неблагонадёжных, допустили бы к выступлениям (со своими песнями))) в воюющих (!) частях ОКСВА. Вряд ему разрешли бы выступить там даже с песнями кобзоновского репертуара.

…Вот как было в прежни годы когда не было свободы…

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]