Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 23:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [120] МИНИАТЮРЫ [163]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » SONGS » «ЩАСТIЕ»

«ЩАСТIЕ»

В реальном размере 780x920 / 132.8Kb
1815 5 5.0

Добавлено 05.09.2013 baktria

Всего комментариев: 5
+1  
1 baktria   (18.09.2014 07:47) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Жан-Франсуа де Самсуа (Jean-François Samsois), Портрет Матрёны Герасимовны Тепловой, в маскерадном костюме аллегории Америки, холст, пастель. Ораниенбаум (ныне Ломоносов) близ Петербурга, Китайский дворец Екатерины II, 1756.

«КОЛЬ ПУТЬ МНЕ К ЩАСТИЮ ЗАТВОРЕН»





Авторъ стих. Неизвѣстенъ — муз. Григорiй Тепловъ — исполненiе Конст. Плужниковъ

Коль путь мне к щастию затворен,
Хоть нет надежды милым быть,
Но я, мой свет, в себе не волен —
Твой взор принудил мя любить.

Я им мученью заразился,
Он в грудь мою навек вселился,
Смутил мой дух и сердце рвёт.
Рассудок мне не помогает —
Хоть страсть нещастну отражает,
Но сам за страстию течёт.

Но ты, став мук моих виною,
Болезни злой не умножай!
И зря несчастна пред собою
Хоть лаской горесть услаждай.

Скажи, вздыханиям внимая,
Скажи, скажи мне, дорогая,
Что ты жалеешь обо мне.
За всё мучение в награду
Дай слабую сию отраду
Стенящу всяк часом к тебе.

<до авг. 1759>

До Карамзина в русском алфавите не было столь любезной русскому слуху буквы «Ё», но всё же ты люди не Осьмнадцатого века хотя достоинства, пороки и нравы их и нам свойственны. Воспроизвожу тут текст в современной орфографии.

Текст впервые опубликован (вместе с нотами и текстами ещё 16 оригинальных произведений Г. Н. на слова Сумарокова*, П. П. Бекетова, Елагина) в первом русском печатном песеннике «Между дѣлом бездѣлье, или Собранiе разныхъ песенъ съ приложенными тонами на три голоса», изданном Тепловым в Санкт-Петербурге в 1759 году. Теплов вошёл в историю музыки как «родоначальник песен российских», в начале ХХ века его уже именовали «прадедушкой русского романса». Процитирую словарную статью И. М. Ветлицыной из СМЭ: «Лучшие песни Т. (на сл. А. П. Сумарокова, И. П. Елагина и др. поэтов, близких Сумарокову) отличаются яркой эмоциональностью, характерной для рус. лирич. поэзии того времени. Многие песни по образному строю связаны с «галантной» любовной лирикой, сюжеты их - с темой страдания и разлуки. В приёмах и средствах муз. выразительности, используемых Т., прослеживается влияние франц. вокальной лирики, придворных танцев, особенно менуэта, и в то же время - воздействие итал. оперного стиля (таковы песни в ритме сицилианы). Но Т. не просто подражатель, он творчески переосмысливал услышанное, своеобразно комбинируя в своих произв. песенные и танцевальные элементы. Форма его песен, как правило, куплетная, однако в ряде случаев он стремится преодолеть куплетную структуру, охватывая единым муз. построением более крупные разделы текста. По стилю и манере изложения песни Т. представляют собой переходный жанр от канта к романсу с сопровождением. Они встречаются во многих рукописных песенниках сер. XVIII века».

Увлечение нашего героя музыкой не ограничилось сочинением нот к песням и изданием первого песенника Российскаго. Ещё во время пребывания в Малороссии, Григорий Николаевич организовал в Глухове хор и оркестр, исполнявшие, в частности, оперу Сумарокова «Цефал и Прокрис», во время домашних приёмов Екатерины Вторыя, и во время участия в Ея «обеденном кушании», услаждал слух Государыни бесподобною игрою на скрипке, позднее, вместе с отцом в этих музыкальных экзерцициях принимали участие подрастающие старшая дочь и сын Теплова.

* Между прочим, Теплов не только стал основоположником песен российских, но и заложил традицию, наблюдаемую поныне. Подобно известной Жанне Бичевской, использующей без разрешения чужие произведения и не указывающей на носителях авторства, Теплов включил в свой сборник песни, написанные им на слова Сумарокова (напечатанные «неисправными»), вовсе не потрудившись спросить у того позволения. Александр Петрович сильно гневался и обличал подобные прескверные нравы в ноябрьском выпуске «Трудолюбивой Пчелы» за 1759-ый годъ на стр. 678. А толку?
Ответ: ОБ АВТОРЕ



Неизвестный художник XIX века по несохранившемуся, вероятно, прижизненному оригиналу портрета Гр. Теплова, 62.5 cm (24.6 in) E- 54 cm (21.2 in) , холст, масло, ГЭ, СПб.


Автор этих произведений Григорiй Николаевичъ ТЕПЛОВЪ [20 XI/1 XII 1717, Псков — 30 III/10 IV 1779, Санкт-Петербург], государственный деятель, фактический правитель дел в Малороссии (1750—1762, правитель дел Генеральной канцелярии) и в Петербургской Академии наук (1746—1762 при восемнадцатилетнем Президенте Кирилле Разумовском), философ, экономист, историограф, педагог, музыкант, автор книг по медицине, ветеринарии, садовому делу, литератор, поэт, переводчик, художник-дилетант, моралист и на редкость неприятный человек. Знаменитый Джакомо Казанова язвительно упоминает на страницах своих «Мемуаров» Григория Николаевича, «чьим пороком было то, что он любил мальчиков, а добродетелью – то, что он удавил Петра III». Ну, если не в буквальном смысле, то точно – присутствовал при удавлении.

Практически все его биографические справки начинаются трафаретной надписью: «сын истопника» служившего в архиерейском доме, в литературе высказывались предположения, что фактическим отцом Теплова был знаменитый государственный деятель эпохи Петровских реформ, митрополит Новгородский Феофан Прокопович, известно, что иерарх оказывал поддержку и покровительство Теплову в период его отрочества и юности. Начальное своё образование Григорей Николаевичъ получил в школе и семинарских классах при Александро-Невском монастыре в Петербурге, а так же под началом Х. Гросса в специально классе при Академии де сиянц изучал начала естественных наук и вольфианской философии. Затем Теплов отправлен был укореняться в знаниях в Германию (1733—36, Пруссия)

Студентом (1736) в Академии Наук, с 1738 был без прекращения учёбы, преподаватель в Александро-Невской семинарии, по прошению от 18. 08. 1740 принят переводчиком с латинского языка (3. 10. 1740). Замешан в дело Волынского и его конфидентов, но сумел выпутаться.

Адъюнкт ботаники/»натуральной истории» (3. 01. 1742), В качестве воспитателя сопровождал в поездке по Европе брата елизаветинского фаворита А. К. Разумовского — Кирилла, путешествующего под именем ив. Ив. Обидовского (Кёнигсберг-Берлин-Геттинген, март 1743—апрель 1745). Асессор при Академической канцелярии (1. 07. 1746, по поручению И. Шумахера составил Устав-Регламент Академии, подписанный 24. 07. 1747), член Академического собрания (27. 07. 1747, второй по должности после Шумахера), глава новообразованного Исторического Департамента (1748).

+1  
2 baktria   (17.11.2015 08:54) [Материал]
Почётный член Императорской Академии наук (с 1747), почётный член Императорской Академии Художеств (21. 04. 1764, избран по представлению И. И. Бецкого), автор Устава Московского Университета (1755) а так же составил «Проект к учреждению университета Батуринского», участвовал в составлении «Генерального плана гимназий или государственных училищ» (1765—1766).

Произведён в Коллежские советники (1. 03. 1751) с оставлением в распоряжении гетмана К. Г. Разумовского, выехал в его свите из Москвы в Малороссию (18. 06. 1751). Заведовал Главной канцелярий при гетмане, фактически управляя Малороссией, подготовил ряд административных и судебных реформ. Почти вся его жизнь прошла в свите Разумовских; и со временем он сделался не только фаворитом Царицыных фаворитов, но и незаменимым для них человеком и в некотором роде — членом семьи. Хватка и способность устроить дела, административные таланты, умение вести переписку и держать финансы, а если потребуется, разложить шатры в дороге, чтобы остановиться и перекусить, ценились и вознаграждались доверием и щедротами с графской руки.
Уволен от службы с производством в статские советники (24. 12. 1758). Подвергся аресту и заключению в Тайную Канцелярию (февраль-март 1762 по доносу архитектора Валуа) за некие «слова». Ходили слухи во время допросов его пороли. Так ли, нет, но выпущенный вскоре с оправдательным рескриптом и возведённый в действительные статские советники (23. 03. 1762), Теплов не забыл оскорбления. Именно он в дни июньского переворота станет автором Манифеста об отречении Петра Фёдоровича («от правительства Российским государством на весь век мой отрицаюся, не желая ни Самодержавным, ниже иным каким-либо образом правительства во всю жизнь мою в Российском государстве владеть»), а затем Манифеста о восшествии Матушки Государыни нашей Екатерины Вторыя, и вскоре — Манифеста о кончине гемороидальными коликами Ея болезнаго супруга, а так же текст присяги. Присутствовал Григорий Николаевич, как полагают, и при самом убиении бывшего императора, однако лишь зрителем, непосредственного участия в этой кровавой драме не принимая.

Через месяц после ропшинской драмы он уже статс-секретарь и вскоре вознаграждён за усердие 20 тысячами рублей, затем домами в столице и имениями в различных губерниях, а в 1776 Теплов пожалован дворянством. Считается, что это Г. Н. посоветовал Екатерине прикрепить малороссийских крестьян к земле, дабы помешать их праздношатанию. Там же, в Малороссии принялся Теплов за разведение табачного листа. Он был очень умным и злым человеком, и многим повредил в жизни, хотя и его не жалели, а роль Григорья Николаевича, например, в противостоянии с крайне ему несимпатичным Ломоносовым, скорее всего, сильно преувеличена. Антипатия, к слову, у них была взаимной, а по характеру русский гений был ничуть не более уживчивым человеком, чем Теплов. Григорий Николаевич был одним из первых проповедников вольфианства в России (упомянутый Ломоносов, кстати, тоже был из учеников и последователей профессора Христиана Вольфа).

+1  
3 baktria   (17.11.2015 08:55) [Материал]
Несомненно, наш герой был циничен, всегда держал нос по ветру, умел вовремя отшатнуться от благодетеля и за грех это не числил*, проявлял склонность к атеизму, который, как и многое другое научился довольно успешно скрывать. Однако же, грехи и оплошки Теплова не нам разбирать: его давно уже нет на свете. Каким бы ни был Теплов — он сам сделал себя, пробившись из байстрюков в действительные статские советники, и сделавшись сенатором, членом двух Российских и Мадридской академий и Российских орденов кавалером.

* так, верно прослужив Разумовским четверть века, именно Теплов, почувствовав приближающуюся опалу фаворитов, стал инициатором упразднения гетманства, а затем в донельзя некрасивом деле об имениях. Такое неприличие вызвало не только охлаждение с бывшими покровителями, но откликнулось эхом семейных неладов: в 1776 году жена Теплова, представленная в заставке, оставила его и детей и, как писал сам безутешный супруг: «забравъ съ собою все то имѣніе и вещи, которыми отъ меня награждена была, послѣ прожитія своихъ собственныхъ, и по смерть мою больше уже жить со мною не восхотѣла, не взирая ни на какое мое приглашеніе».

Секретарь в чрезвычайном совете при Екатерине. Назначен членом комиссии о духовных имениях (ноябрь 1762), в комиссию по рассмотрению Указа о вольностях дворянских (февраль 1763). Определён к принятию прошений на высочайшее имя в ранге статс-секретаря «у собственных дел и принятию челобитных» (1. 04. 1763), войдя в узкий круг особ приближённых к Екатерине II. По некоторым предположениям Г. Н. Теплов был причастен к инспирированию дела Мировича, пытавшегося освободить из заключения в Шлиссельбурге Иоанна Антоновича (1764). Преподавал политические науки Цесаревичу Павлу Петровичу. Поручено «главное правление» табачному промыслу (11. 02. 1763). Участвовал в заключении трактата о мире с Великобританией (1766); сделан членом Комиссии о коммерции (1767) и присутствующим в межевой экспедиции (1769), сенатор в 3-м Департаменте (9. 07. 1768). Пожалован орденом Святыя Анны (22. 09. 1765). Тайный советник (22. 09. 1767). Почётный опекун СПб. Воспитательного дома. Пожалован орден Св. Благоверного Князя Александра Невскаго. Владелец имений близ Выборга и в Молодовое в Карачевском у-де Орловской губернии.

Теплов был дважды женат (см. ниже), дети его оставили многочисленное потомство, дотянувшее до первой половины XX века.

Умер по болезни в Санкт-Петербурге. Тело погребено в церкви Св. Лазаря в Александро-Невской лавре. На мраморной доске Теплова высечено: «превосходными знаниями и редкими добродетелями в течение жизни сиявшем».

Жёны: (первая, не позднее 1747) Елизавета Марковна N. (?—1752, Глухов), по свидетельству Лонгинова, носящему, видимо, характер семейного предания, «шведка». От этого брака две дочери: Анна (17. 08. 1750 – 26. 04. 1823), замужем за полковником Семёном Александровичем Неплюевым (1744/46—26. 10. 1804), правителем Орловского наместничества в 3. 2. 1782—6. 3. 1792, позднее сенатором, библиофилом, масоном; Елизавета (до 1752 — не ранее 1779), за Иваном Ивановичем Демидовым, бригадиром и рязанским помещиком правнуком Никиты Демидова, мать генерал-от-инфантерии Ник. Ив. Демидова (19. 08. 1771/74 — 4. 06. 1833), героя шведской войны 1808 года, генерал-адъютанта (15. 12. 1825), главного директора Пажеского и сухопутных кадетских корпусов (14. 12. 1826), сенатора.



Вторая (не позднее 1754), Матрёна Герасимовна (173? — не ранее 1791), дочь казака Герасима Демьяновича Демешко (в 1742 году принявшего фамилию Стрешенцов), дв. племянница Кирилла Разумовского, в 1756 – 1757, дама малого двора, по свидетельству Екатерины, была фавориткой великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1776 оставила мужа и детей и жила, по словам супруга, «на чужомъ содержанiи». Дети от второго брака: Наталья, замужем за лобачевским каштеляном Ледуховским; Мария; сын Алексей (1762 – 11. 07. 1826), воспитанник Лейпцигского ун-та (1785), действительный статский советник и харьковский губернатор (1798 – 1800), затем тайный советник и сенатор, его внук Алексей Григорьевич Теплов, майор, был женат на дочери декабриста И. А. Анненкова - Анне Ивановне (11. 04. 1826 — 1880-ые). Дочь Алексея Григорьевича-старшего Екатерина (ум. 1878) состояла в браке с кавалергардским ротмистром, декабристом и последним графом Чернышёвым Захаром Григ. (14. 12. 1795 — май 1862, Рим), погребена вместе с мужем в Риме на кладбище Тестаччо, их дети † в младенчестве.

+1  
4 baktria   (17.11.2015 08:55) [Материал]
Сочинения: Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса, (СПБ, 1759), 1776 (перепечатано в кн.: Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом, т. 1, М., 1952, с. 189-245, также в изд.: Памятники русского музыкального искусства, вып. 1 - Русская вокальная музыка XVIII века. Сост., публикация, исследование и коммент. О. Левашевой, М., 1972). «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут».

Литература: Русский биографический словарь, (т. 20), СПБ, 1912; Булич С. К., "Прадедушка" русского романса, "Музыкальный современник", 1916, кн. 1 (сентябрь); Римский-Корсаков А. Н., Г. Н. Теплов и его музыкальный сборник "Между делом безделье" (Первый русский песенник XVIII в.), в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Pиндейзен H. P., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929, с. 283-89; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 67-72; Келдыш Ю. В., От канта к "российской песне", в его кн.: Русская музыка XVIII века, М., 1965; Stдhlin J. von, Nachrichten von der Musik in Russland, в изд.: Haigold's Beylagen zum neuverдnderten Russland, Tl 2, Riga und Lpz., 1770 (рус. пер. - Штелин Я., Известия о музыке в России, в сб.: Музыкальное наследство, М., 1935, также под назв. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935); Swaт A. J., Russian music and its sources in chant and folk-song, N. Y., 1973, p. 54-55.

И. М. Ветлицына (музыкальная библиография)

+1  
5 baktria   (17.11.2015 08:56) [Материал]
ГЕРБ Г. Н. ТЕПЛОВА и потомства его:





Вскоре по получении Тепловым дворянства, закреплён за ним был герб, украсивший несколько лет спустя надгробную плиту его в столичном Александро-Невском монастыре. Были в том гербе цапли – симвóл непоколебимой бдительности, серебряная шестиконечная Звѣзда в голубом поле – напоминающая о Виѳлеемской и о двух природах Христа — человеческой и Божественной, золотой свѣтильникъ, горящiй во мракѣ и чёрное орлиное крыло на золотом поле. Герб, надо полагать, он составил себе сам или же давал при том пояснения герольдмейстеру. Не к месту тут, но интересно было бы истолковать сию символику. Для полноты картины упомяну вскользь, что Теплов был масоном и по смерти его немалый архив масонских рукописей, книг и прочих предметов, до этого увлечения относящихся, перешёл в руки давнего знакомца Григорья Николаевича — екатерининского сподвижника Елагина. Гроссмейстер русских масонских лож, известный литератор Иван Порфирьич Елагин служил одно время адъютантом у Алексея Разумовского, морганатического мужа Елизавет Петровны, Кирилл Разумовский, гетман Малороссии тоже был масоном, входили в ложи и ближайшие друзья и знакомые Теплова А. П. Сумароков, В. Е. Ададуров и другие господа. Матушка Екатерина сему увлечению немало на людях смеялась, но при том имела к масонам тайное предубеждение, известное недоверие и с годами укрепляющуюся холодность, а после печальных событий во Франции ко многим применила репрессию. Григорей Николаевичъ, однако же, до времён оных не дожил - и в этом имев щастiе.

* * *

И ещё одно добавление:



Е. Е. Мейер, «Китайский дворец в Ораниенбауме», 1840-ые гг., бумага, акварель, 24, 2 х 34, 2 см.


В годы минувшей войны дворцово-парковому ансамблю Ораниенбаума, и в его составе - Китайскому Ддворцу, где в Туалетной вместе с ещё десятью другими портретами висит и тепловское «ЩАСТIЕ», дворцам и паркам повезло: за несколько дней до прихода врага моряки из соседнего Кронштадта высадили десант и закрепились на побережье, сумев выдержать оборону от немцев все 900 дней блокады: в парковую зону немцы так и не вошли.

Поклонимся памяти этих людей, ценой своих жизней сохранивших для нас роскошное чудо Ринальди и Фонтана.

Материал этот словно бы не имеет никакого отношения к Афганистану, но не забудем и о том, что всего в полукилометре от Китайского дворца на местном кладбище спят вечным сном несколько не вернувшихся из Афганистана парней. Похоронены они и на кладбищах соседних городков, протянувшихся цепочкой дворцово-парковых ансамблей вдоль южного берега Финского залива по направлению к Питеру: Лебяжьего, Петергофа, Стрельны...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]