В ЗАСТАВКЕ: актёр кабаре и немого кино, певец и режиссёр Курт Геррон (он же Курт Герсон) [11 .05.1897, Берлин - 28.10.1944, концлагерь Освенцим], убитый нацистами и актриса и певица Труде Хестерберг [11.5.1892-31.8.1967], загримированные и костюмированные под роли падишаха Амануллы и его супруги королевы Сорейи, Берлин, 1928. Фотограф: Zander & Labisch - 1928 г.
Грустная и характерная для минувшего века история.
Популярность афганского короля после его длительного западного турне была настолько высока в Европе, что в ряде государств она находила выражение не только в газетных статьях и журнальных публикациях, но и в театральных мюзиклах, написании портретов маслом и в фотопортретах, создании крикатур и шаржей - от достаточно добродушных и доброжелательных до весьма желчных и насмешливых.
Упоминания его визите встречаются в десятках дневников и писем частных лиц и ещё в годы моей молодости я встречал людей, вполне отчётливо помнивших внешность Амануллы и впечатления от его пребывания в СССР.
С Трудой Хестерберг Курт Геррон сотрудничал на подмостках кабаре с начала 1920х, играя вместе в постановках пьес Брехта, с которым они оба были хорошо знакомы, а Геррон - дружен.
Курт, темпераментный, порывистый, несмотря на тучность фигуры, вышагивающий по сцене высоко поднимая колени и выкрикивающий слегка рифмованные тексты так, словно кнутом стегал, чрезвычайно нравился драматургу. Геррон станет первым кинопостановщиком его «Трёхгрошовой оперы» (1931).
Он много снимался в кино, в немом и звуковом. Самой известной его ролью станет фокусник Киперт в знаменитом «Голубом ангеле» (
Der blaue Engel, 1930).
В 1928 по свежим впечатлением публики от недавнего приезда в Берлин афганского короля, популярным берлинским кмпозитором
Отто Странски (1889-1932) была написана водевильная пьеса-ревю 'Oh, Kurfürstendamm', с минимумом реквизита и декораций, зато обилием опереточных па.
Берлинцев не смущало, что афганский король поёт и пляшет на узкой и неглубокой сцене, козыряя привлекательным дамам за полутёмными столиками, а королева посылает воздушные поцелуи их спутникам.
"У нас, в Афганистане, всё прекрасно!
Солнце, песок, верблюды идут!
И вам всем, конечно, должно стать ясно,
Насколько приятно и радостно тут!
Возведём мы фабрики и дадим работу,
Мы страну подтянем поближе к вам.
Строится столица, растут обмолоты -
И тут я перед вами выступаю сам!"
Публика смеялась и хлопала в сигаретном чаду, но исподволь подступали уже совсем иные времена.
В 1933 Геррон с женой Ольгой вынуждены были бежать в Париж, оттуда через Австрию и Италию - в Амстердам. Но в сороковом они пришли и туда. Сначала был еврейский театр в гетто, затем - лагерь.