юнкера в Белом зале Зимнего Дворца в октябрьские дни 1917го года. Это был первый зал, открывшийся в послепожарном дворце в 1839 году, балом, какие потом тут нередко устраивал
В ЗАСТАВКЕ: Юнкера в Белом зале Зимнего Дворца в октябрьские дни 1917го года. Это был первый зал, открывшийся в послепожарном дворце в 1839 году, балом, какие потом тут нередко устраивали.
Интерьер Александра Брюллова. Полуциркульные своды арок опирающихся на выступающие пилоны и колонны коринфского ордера делящие залу на три отсека. Девять огромных окон (шесть прямоугольных по бокам и три полуциркульных в центре). Пышная лепная скульптурная отделка, широкие фризы с изображением играющих детей над боковыми дверями. Двери в Золотую угловую, как видим, закрыты.
Бронза тяжёлых люстр и напольных светильников дополняет этот несколько перенасыщенный декором позднеклассический интерьер.
В этом помещении во время остановки в Ленинграде Амануллы, устроили для него и супруги обеденный зал. В день приезда - 10 мая 1928 года тут в 14 часов по Москве сервировали завтрак, на котором, кроме членов правительства, присутствовали командующий морскими силами Балтийского флота т. Викторов и член Реввоенсовета ЛВО т. Сааков.
Завтрак, несмотря на официальный протокольный характер и разыгравшийся аппетит участников, оказался весьма коротким: гости спешили на культурно-ознакомительную программу, предстояло выехать на окраину города - на быв. Императорский Фарфоровый завод, где состоится митинг с выступлением т. Ворошилова, а гостям вручат большой чайный сервиз с гербами Афганистана, изготовленный специально к визиту.
Посередине зала в эти дни стоял большой составной стол, который накрывали для падишаха и шахини, членов королевской семьи и советских чинов, приглашённых к столу: Ворошилова, Коллонтай, Карахана, Стомонякова, Флоринского, Викторова, Саакова* После них стол превращался в подобие шведского для свиты (её разместили относительно далеко от дворца в номерах быв. гостиницы Европа) и сопровождения и вновь сервировался к возвращению хозяев.
Через двери закрытые на фотографии заставки, можно было пройти на половины, где жили афганцы: упомянутая Золотая Угловая гостиная, Малиновая угловая, будуар, спальня падишаха, его уборная, спальня королевы, её уборная, спальни двух принцесс и принца, апартаменты двух министров - всё это уместилось в прежних жилых половинах Александра II и его супруги.
Приведу обширную цитату из дневниковой записи Александры Мих. Коллонтай (ночь 26/27 мая 1928, Осло):
"В Ленинграде падишахов поместили в Зимнем дворце. Затихший, оголённый дворец, превращенный в музей, вдруг ожил. Что почувствовали эти голые, нежилые, покинутые стены, когда их вновь украсили картинами в золотых рамах, бросили на паркет дорогие ковры, забытые по углам залов старинные вазы наполнили свежими, душистыми цветами?
При входе караул, швейцары в ливреях. В столовой огромный накрытый стол. Накрыт по-старомодному: корзины из витого сахара, башни из масла, куропатки, украшенные перьями. Опять Аманулла скажет: «Зачем столько блюд? Я люблю одно блюдо - плов. И довольно».
Луиджи Премацци, Вид Белого Зала в Зимнем Дворце, акварель.
Золочёные кресла, лакеи. Гремя шашкой, гоголем ходит Вержбицкий** (комендант). Шашка его волочится и слишком громко гремит по паркету. Ходит по разукрашенным, прибранным залам в шинели и фуражке. Распоряжается больше окриками. Расставляет почётный караул.
Кабинет Александра II светлый и очаровательный. По залам разносится забытый звук: «их величества», «его высочество принцесса»... Шпоры, приказания, караул. Перед дворцом военные части строятся к параду.
В передней два старика-лакея в ливреях. Сразу видно — из прежних. Не в меру подобострастные. Шахине нездоровилось. На утро лакеи осведомляются: «Как здоровье её величества? Лучше? Ну, слава богу! А то уж мы так за ее величество беспокоились...».
Выражения из дореволюционных дней. В дни отъезда старики-лакеи, прощаясь со мной, говорят: «Сегодня уж последний день. Кончились наши светлые деньки. Опять в свои конуры полезем».
Перед отъездом обменялись речами в розовой гостиной, стоя. Сурайя благодарила и приветствовала русских женщин, достигших свободы. Аманулла больше благодарил меня лично. Много раз повторялось слово «дружба» — с Союзом, со мной лично. «Вы нам помогли».
«...И вальсы Шуберта, и хруст французской булки, Любовь, шампанское, закаты, переулки, Как упоительны в России вечера...»
* пятеро последних впоследствии расстреляны: зам. народного комиссара иностранных дел СССР Лев Мих. КАРАХАН (1889-20.9.1937), член коллегии НКИД СССР Борис Спиридонович СТОМОНЯКОВ (1882, Одесса — 16.10.1940),
ФЛОРИНСКОГО я уже упоминал и, может быть ещё напишу о нём подробнее, а тут процитирую вырвавшеея у него мнение: «Жаль будет, если это помещение не удастся сохранить в его нынешнем виде на случай каких-либо новых приездов». Таковых, впрочем (может, и к счастью) - не случилось;
ВИКТОРОВ Михаил Владимирович (1894-1938), военно-морской деятель, из дворян, сын офицера, командующий Балтийским (май 1921 - июнь 1924 и с апр. 1926 - май 1932 начальник Морских сил Балтийского моря), Черноморским, Тихоокеанским флотами, Морскими силами РККА, флагман флота 1-го ранга (1935). Член ЦИК СССР, депутат Верховного совета СССР 1-го созыва, член Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР. Арестован 22.4.1938, приговорён к ВМН 1.8.1938, расстрелян в тот же день,
СААКОВ Оника Арзуманович (1890-1938), активный участник революции 1905-1907 в Закавказье и Октябрьской революции и гражданской войны в Туркестане, член ВКП(б) с 1907, 1918 – 1919 – пред. Кокандского Совета, затем-пред. Кокандского горкома КП Туркестана, участник боев с басмачами. С 1920 – на политработе в Красной армии, в том числе: 05. – 08.1920 – военком 2-й Туркестанской стр. див., 1921 –член РВС Первой конной армии, с 02.1923 – нач. Политуправления и пом. команд. войсками по политчасти Северокавказского ВО, 03.1925- 1930 – член РВС и нач. Политуправления Ленинградского ВО, одновременно с06.1925 – член временного Центрального совета ВНО СССР <...> в 1933 – 1935 – зам. нач. Управления вооружений РККА, затем – зам. нач. Московско-Белорусской ж. д. награжден орденом Красного Знамени (20 февраля 1928 - в ознаменование 10-летия РККА). арестован в июне 1937, осуждён к ВМН 28.4.1938 и в тот же день расстр. Реабилитирован ВК ВС СССР 05.10.1955 (цит.: справка М. Гусева, centrasia.org).
** ВЕРЖБИЦКИЙ Ник. Юр., быв. штабс-капитан, слушатель Николаевской военной академии. В мартовские дни 1917го был вызван в ВК для работы по оперативной части. Состоял офицером при Управлении коменданта Таврического дворца. Позднее, в 1920ые гг. некоторое время в должн. команданта Зимнего дворца. 0 Ник. Юр. Вержбицком см. в мемуарах Г.П. (полк. Г.Г.Перетц). С.102; РГИА. Ф.1278. Оп.10. Д.60. Л.155.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]