Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 04:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

VII - XIV ВЕКА [8] XV - XVIII ВЕКА [9] XIX ВЕК [35] ХХ-XXI ВЕКА [222]
27.12.1979 [30] 1928 [70]

Главная » Фотоальбом » МИГ В ИСТОРИИ » 1928 » ПРОМАШКИ С САЛЮТАМИ

ПРОМАШКИ С САЛЮТАМИ

из мемуарной книги адмирала Н.Г.Кузнецова
В реальном размере 1024x743 / 103.1Kb
63 2 0.0

Добавлено 19.12.2023 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (19.12.2023 13:03) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: кинохроника: 1928 год, крейсер «Червона Украiна» следует в Стамбул.

ПРОМАШКИ С САЛЮТАМИ (из мемуарной книги адмирала Н.Г.Кузнецова)


В мае 1928 года «Червона Украина» совершила поход в Стамбул. Нам предстояло встретить и эскортировать яхту «Измир», на которой возвращался из Стамбула падишах Афганистана Аманулла-хан, посетивший нашу страну и Турцию.

27 мая крейсер в сопровождении трех эсминцев вышел из Севастополя, а на следующий день был уже в живописном Босфоре. Несколько крутых небезопасных поворотов в узостях пролива — и мы стали на якорь около бывшего султанского дворца Долма Бахча.



Начались бесконечные визиты высокопоставленных гостей, салюты в их честь. Международные флотские обычаи точно определяют, кому и сколько полагается давать выстрелов. Мудрить тут не приходится. Но именно с салютами-то у нас и вышла промашка.

Уже много гостей побывало на крейсере. Залпы гремели над Босфором. Кому давали салют из пятнадцати выстрелов, кому из одиннадцати, а кому из девяти или семи.

Когда уже садилось солнце, на борт крейсера прибыл военный губернатор Стамбула. Он провел у нас положенные пятнадцать минут, отведал русской икры и русской водки, затем попрощался и под звуки оркестра сошел на свой катер. Едва катер отвалил от трапа, на нашей мачте, как положено, взвился турецкий флаг, а носовые пушки открыли пальбу.

Губернатору по его чину полагалось, кажется, девять выстрелов, но после целого дня почти непрерывной стрельбы артиллеристы устали и сбились со счета. Они дали всего восемь выстрелов.

И никто не заметил ошибки. Никто, кроме самого губернатора. Через несколько минут турецкий катер снова подошел к «Червоной Украине». Адъютант губернатора заявил, что его начальник не удовлетворен и требует сатисфакции. Наш командир попросил передать губернатору извинение.

— Мы с удовольствием вновь бы салютовали в его честь, но сейчас, к сожалению, уже поздно, солнце зашло, флаг спущен, а после спуска флага давать салют не полагается.

Но турецкий офицер настаивал: губернатор все равно должен получить удовлетворение. Нельзя сейчас — пусть пропущенный выстрел будет дан утром.

Пришлось согласиться. Рано утром снова подняли турецкий флаг и дали один-единственный выстрел. Никто, кроме стамбульского генерал-губернатора и его свиты, наверно, так и не понял, что сие значит.

0  
2 baktria   (19.12.2023 13:05) [Материал]
После истории с губернатором командир приказал особенно тщательно подготовиться к предстоящему салюту в честь Амануллы-хана. Тут уже все должно быть честь по чести! Обычно приказы передавались по телефону. На этот раз дополнительно на кормовом и носовом мостиках поставили еще сигнальщиков. Увидев уже знакомую белую яхту падишаха, они должны были поднять флажки: «Приготовиться». Когда флажки будут опущены, артиллеристы начнут салют.



На вахте стоял наш пилот М. И. Козлов, в будущем известный полярный летчик. Он и отдавал все необходимые распоряжения. И вот из-за мыса появилась белая яхта. Сам командир вышел на ют. Пушки были готовы к стрельбе. Сигнальщики подняли флажки... Прошло несколько минут, и выяснилось, что идет какая-то другая яхта, лишь похожая на ту, которую мы ждали. На ней не было штандарта.

— Отставить! — раздраженно скомандовал Несвицкий.

Его громкий голос разнесся по палубе. Сигнальщики опустили флажки. Отставить так отставить!

Но артиллеристы, напряженно ждавшие сигнала, поняли это по-своему: раз флажки опущены, надо стрелять!

— Правая!— последовала команда артиллериста Лепина. — Левая!

Выстрелы прозвучали один за другим... А падишаха, которому полагался такой торжественный салют, не было и в помине. Надо ли рассказывать, какие «поощрения» посыпались на провинившихся!

ИСТОЧНИК ТЕКСТА: Н.Г.Кузнецов. Накануне. — М.: Воениздат, 1966. — 342, [11] с. фот. — (Военные мемуары).

________________________________________

Николай Герасимович КУЗНЕЦОВ (11/24. 07. 1904, Медведки (ныне Котласского района Архангельской области) — 6. 12. 1974, Москва), советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3.3.1955). В 1939—1946 - нарком Военно-морского флота, в 1951—1953- Военно-морской министр и в 1953-555- Главнокомандующий ВМФ ССС). Герой Советского Союза (14.09.1945). Член ЦК ВКП (б) (1939—1956), депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. В 1928 году - старший вахтенный начальник, в 1929 убыл для получения образования в Военно-морской академии (ок. 1932), протеже Клима Ворошилова и любимец И. Сталина, при котором, однако, попал в свою первую опалу (1946). В ноябре 1955 под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» пал жертвой борьбы Хрущёва с "военным бонапартизмом", уволен с поста главкома, разжалован в вице-адмиралы. В звании адмирала Флота СССР восстановлен посмертно (1988).

«Червона Украина» — военный корабль, заложен (19.10.1913 на заводе «Русского судостроительного общества», Николаев) как лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов») Российского императорского флота. Во время Гражданской войны переходил из рук в руки, далее достроен и вошёл в состав Черноморского флота ВМФ СССР (21 марта 1927 года). В сопровождении эсминцев «Незаможник» и «Петровский» в 1928 году советский крейсер с дружественным визитом посетил Турцию. 25 июля 1929 года на крейсере побывал И. В. Сталин. Участвовал в 1941 году в обороне Одессы и Севастополя, потоплен 12 ноября 1941 года немецкой авиацией в порту Севастополя, став единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны (погибли 19 человек экипажа).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]