キャラバン
К 4-ОЙ ГОДОВЩИНЕ САЙТА
В ЗАСТАВКЕ: Хироси Ёсида, «Караван из Афганистана. День» (アフガニスタンからキャラバン), гравюра многоцветная, ксилография, отпечаток с доски с параметрами: высота 15, 7 дюйма (40 см), ширина 11, 4 дюйма (29 см.), с автографом Х. Ёсиды по нижнему краю справа, печатью автора в левом нижнем углу, по левому обрезу столбцом название гравюры; мастерская Ёсида, 1932 год.
РАЗМЕЩЕНИЕ Хироси ЁСИДА (наст. имя Хироси Уеда, 吉田 博) [19. 09. 1876, Курума, префектура Фукуока, остров Кюсю – 5. 04. 1950], один из ведущих мастеров художественной эпохи «обновления» японской гравюры, работал в стиле Шин Ханга (新版画, «новые гравюры»). Принадлежал к художественному клану Ёсида, насчитывающему в нескольких поколениях восемь мастеров гравюры и живописи (четыре мужчины и четыре женщины, работавшие в стилях различных художественных школ Японии). Учился писать маслом, в традиционной европейской технике, но ещё в юности получил известность как акварелист, а с 1920 года увлёкся искусством гравюры. В 1925 году он нанял группу профессиональных резчиков и основал свою собственную студию. В 1931–32 годах создал серию гравюр, иллюстрирующую этапы его поездки по Индии, Пакистану, Афганистану и в Сингапур. На творчество художника оказало значительное влияние художественная традиция современного ему Запада. Ёсиде удавалось органично соединять приёмы национальной японской живописи с европейским пониманием передачи перспективы. Значительное влияние на его творчество оказали так же французские импрессионисты и английские художники-акварелисты второй половины XIX века. Много и с удовольствием ездил по миру, посещая, среди прочих стран США и Швейцарию, которые он особенно любил. Работал для художественной промышленности (например, ситценабивные фабрики, фарфоровое и керамическое производство и т. п.), был заядлым альпинистом. Его жена Фудзио Ёсида (1887-1987), так же была художницей. Известности добились его сын Тоши (吉田 遠志, 25. 07. 1911 – 1. 07. 1995), жена Тоши – Кисо (1919 – 2005), работавшая в жанре инсталляции и в стиле бонсеки. Художником стал другой сын Хироси и Фудзио – Ходака Ёсида (吉田 穂高, 3. 09. 1926 – 2. 11, 1995), придерживавшийся модернистских тенденций жена последнего Кизуко (1924) их дочь Айёми (1958), а их сын Такасуке (1959) стал известным в Японии ювелиром.
Афганистан в серии 1923 года представлен двумя однотипными гравюрами «КАРАВАН ИЗ АФГАНИСТАНА», «Caravan from Afganistan» (アフガニスタンからキャラバン), изображающие одну и ту же сцену, переданную в дневное и ночное время. В этих работах, сделанных с деревянных досок, а так же в шести листах с видами Тадж-Махала, проявилась способность мастера с помощью светотени передавать смену настроений, блистательное владение перспективой – то, что Ёсида заимствовал из наследия европейской гравюры, сочетав с опытом японской классической школы.
ИСТОЧНИК ФОТО (Ёсида с женой Фудзио, сыновьями, невесткой Кисо и внуками - в 1949 в доме стариков близ Токио):
MITAKA.IPG.ORG * * *
АЛЬБОМЫ ЁСИДА:
SHOGUNGALLERY ХАНГА.КОМ JAPANPRINTS.COM www.artelino.com, 2004
baktria, 2012
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПОЗДРАВЛЯЕТ ЕГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ГОСТЕЙ С ЧЕТВЁРТОЙ ГОДОВЩИНОЙ СО ДНЯ НАЧАЛА РАБОТЫ «СТРАНИЦ», ЖЕЛАЕТ ВСЕМ УСПЕХА, ЗДОРОВЬЯ И МИРНОЙ ЖИЗНИ.