В ЗАСТАВКЕ: Печать-инталия с изображением богини Ники в хитоне и диадеме, с венком в левой и пальмовой ветвью в правой руке, идущая вправо. Овальный, полупрозрачный винно-красный халцедон. Надпись «Асвадуна» (транслитерация Ачпадунай), сделанная письмом кхароштхи на среднеиндийском языке пракрите — слева (за крылом) и справа. Римская работа (?), около I-II вв. н. э. Размеры — длина: 11 мм, ширина: 9 мм, толщина: 3 мм (максимум, камень имеет выпуклую переднюю стенку). Британский музей, Лондон, Инв. № 1880.3577, происхождение: Афганистан или Пакистан, поступила в 1880 г. из собрания быв. Индийского музея.
Ника изображена на печати в древнеримской иконографии – с венком и ветвью в руках, что даёт основание исследователям предполагать её происхождение. Вероятно, эта инталия попала на Восток в потоке римского импорта. На печати справа (за фигурой Ники) имеется надпись, выполненная с использованием письменности кхароштхи, распространённой на Севере Индии, на территории нынешних Пакистана, Афганистана, южной части средней Азии в III в. до н. э. — IV в. н. э. Это полуслоговое-полуалфавитное письмо, как полагают, было создано на основе арамейского алфавита, каждый знак в нём означал либо гласный, либо согласный звук в сочетании с любым гласным. Письменность была богата лигатурами.
Ника (Нике) богиня Победы, довольно позднее по времени возникновения культа божество античности. В классической эллинской литературе она, дочь богини подземной реки Стикс и Палниита, сына титана Крия, появляется только у Гесиода (820 —756 годы до н. э.), но в IV веке её почитанию способствовал Александр Македонский, всюду во время своего похода на Восток сооружавший ей алтари и приобщавший к поклонению ей местные народы. Следы культа Ники (спутницы Зевса и Афины) встречаются и на территории Бактрии. Так, статуэтка этой богини была обнаружена во время раскопок на городище Зартепа (II в. до н. э.) близ Старого Термеза.
© The Trustees of the British Museum