Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 22:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Album of J. Atkinson [6] Album of James Rattray [16] R. SHAFIKOV [39] С. А. ЕСАУЛКОВ [5]
СТО ФОТО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ [94] ДИОРАМЫ [2]

Главная » Фотоальбом » ALBUMS » СТО ФОТО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ » КРАСНА ЛОЖКА ЕДОКОМ

КРАСНА ЛОЖКА ЕДОКОМ

советский военнослужащий на позиции хлебает из полевого котелка с легко узнаваемым выпукло-вогнутым профилем, полагающийся по расписанию "обед". Но хлебает пищу свою как белый человек: не люминевой ложкой, положенного образца, а изящной липовой, лёгкой что пёрышко, красочной и праздничной хохломской ложечкой
В реальном размере 960x640 / 100.1Kb
710 1 5.0

Добавлено 26.08.2020 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (26.08.2020 17:43) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: советский военнослужащий на позиции хлебает из полевого котелка с легко узнаваемым выпукло-вогнутым профилем, полагающийся по расписанию "обед". Но хлебает пищу свою как белый человек: не люминевой ложкой, положенного образца, а изящной липовой, лёгкой что пёрышко, красочной и праздничной хохломской ложечкой.

Красна лошадь ездоком, а ложка едоком, чай ложка не кошка, рта не оцарапает




Солнышко ещё на подъёме, день ещё впереди. А теплый суховатый вкус ложки во рту такой родной, домашний. Говорят, что удачливый человек рождается с серебряной ложкой во рту. Старинный русский человек рождался с деревянной. И в предлагаемом горном южном пейзаже - ложечка эта не только воспоминание о далёком доме, но и зримое напоминание о корнях, без которых не растут деревья.

Деревянные ложки удобны: они легки, относительно прочны и, благодаря в т.ч. и росписи поверхности, достаточно стойки к разбуханию от влаги а, следовательно, надёжны, наконец, благодаря своим красочным "рубашкам", они красивы и даже праздничны.

Несмотря на то, что в современной литературе начала промысла датируются обычно "XVII веком" и приписываются авторству заволжских старообрядцев-иконописцев, принёсших де в годину никоновского гонения в дальние заволжские скиты своё ещё более древнее мастерство, современная хохломская роспись, подобно палехской лаковой миниатюре и чукотской художественной резьбе по кости изобретение, скорее, советское, чтобы не сказать - совершенно советское.

Лесные края, являющиеся неиссякаемым источником материала, речные глины ("вапы"*), использующиеся для грунтовки токарных заготовок, своя домашняя олифа (льняное масло), олово** (всегда привозное), необходимое для подготовки к росписи, масляные краски красных, зелёных, жёлто-золотистых, реже - голубых и синих тонов, первоначально так же завозные и, конечно же,



с первого взгляда узнаваемые традиционные декоративные элементы: красные, яркие ягоды рябины и земляники, узоры из крупных и мелких травинок, ветви и листья, выведенные золотыми завитками на чёрном фоне - вот привычный почерк современной "хохломы".

В советское время промысел был поставлен на столь широкую ногу, что его вправе уже было называть не кустарным, а кустарно-промышленным.

* от "вапа", "краска", вспомните знаменитое, хотя и архаичное старорусское выражение "гробы повапленные", т.е. "покрашенные", восходящее к славянскому переводу Святого Писания. В Евангелии от Матфея Христос использует это выражение для характеризации книжников, фарисеев и проч. лицемеров, например: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония." (Мф. 23:27-28).

** процесс "лужения" - втирания в поверхность будущего изделия (его в просторечии именуют посулой или "бельём") алюминиевого порошка, после войны окончательно вытеснившего олово и серебро.

О КОТЕЛКЕ подробнее см. ПОЛЕВОЙ КОТЕЛОК, документ в формате PDF на сайте school69.ru.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]