В ЗАСТАВКЕ: советский военнослужащий на позиции хлебает из полевого котелка с легко узнаваемым выпукло-вогнутым профилем, полагающийся по расписанию "обед". Но хлебает пищу свою как белый человек: не люминевой ложкой, положенного образца, а изящной липовой, лёгкой что пёрышко, красочной и праздничной хохломской ложечкой.
Красна лошадь ездоком, а ложка едоком, чай ложка не кошка, рта не оцарапает
Солнышко ещё на подъёме, день ещё впереди. А теплый суховатый вкус ложки во рту такой родной, домашний. Говорят, что удачливый человек рождается с серебряной ложкой во рту. Старинный русский человек рождался с деревянной. И в предлагаемом горном южном пейзаже - ложечка эта не только воспоминание о далёком доме, но и зримое напоминание о корнях, без которых не растут деревья.
Деревянные ложки удобны: они легки, относительно прочны и, благодаря в т.ч. и росписи поверхности, достаточно стойки к разбуханию от влаги а, следовательно, надёжны, наконец, благодаря своим красочным "рубашкам", они красивы и даже праздничны.
Несмотря на то, что в современной литературе начала промысла датируются обычно "XVII веком" и приписываются авторству заволжских старообрядцев-иконописцев, принёсших де в годину никоновского гонения в дальние заволжские скиты своё ещё более древнее мастерство, современная хохломская роспись, подобно палехской лаковой миниатюре и чукотской художественной резьбе по кости изобретение, скорее, советское, чтобы не сказать - совершенно советское.
Лесные края, являющиеся неиссякаемым источником материала, речные глины ("
вапы"
*), использующиеся для грунтовки токарных заготовок, своя домашняя олифа (льняное масло), олово
** (всегда привозное), необходимое для подготовки к росписи, масляные краски красных, зелёных, жёлто-золотистых, реже - голубых и синих тонов, первоначально так же завозные и, конечно же,
с первого взгляда узнаваемые традиционные декоративные элементы: красные, яркие ягоды рябины и земляники, узоры из крупных и мелких травинок, ветви и листья, выведенные золотыми завитками на чёрном фоне - вот привычный почерк современной "хохломы".
В советское время промысел был поставлен на столь широкую ногу, что его вправе уже было называть не кустарным, а кустарно-промышленным.
* от "
вапа", "краска", вспомните знаменитое, хотя и архаичное старорусское выражение "гробы
повапленные", т.е. "покрашенные", восходящее к славянскому переводу Святого Писания. В Евангелии от Матфея Христос использует это выражение для характеризации книжников, фарисеев и проч. лицемеров, например: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония." (
Мф. 23:27-28).
** процесс "лужения" - втирания в поверхность будущего изделия (его в просторечии именуют посулой или "бельём") алюминиевого порошка, после войны окончательно вытеснившего олово и серебро.
О КОТЕЛКЕ подробнее см.
ПОЛЕВОЙ КОТЕЛОК, документ в формате PDF на сайте
school69.ru.