В ЗАСТАВКЕ: стремена
*, бронза, длина 14, 5 см, эпоха Газневидов, Афганистан Х / XII вв.
Прямоугольной формы бронзовые стремена [горизонтальная подножка], пронизанные отверстиями и креплениями для ремней в виде голов дракона. Петли-скобы [дужки с выгнутым донцем] предназначены для продевания ремней и решены в виде стилизованных птиц. Стремена выполнены в эпоху Газневидов. Эта империя (975-1187 гг.) в период своего непродолжительного расцвета, объединяла в своих границах земли Трансоксианы, большей части Персии, современного Афганистана и северной части индийского субконтинента.
Аналогии данным стременам имеются в бывшей коллекции Сарре, и собрании Нассера Халили в Лондоне, причём эти настолько идентичны последним, что данное обстоятельство заставляет предположить, что обе пары стремян вышли из одной шорной мастерской. Тщательность художественной отделки подсказывает, что мастерская эта могла находиться в столице государства – Газне (ныне Газни на юге Афганистана) или в одном из крупных городов газневидского государства.
Публикации: CHRISTIE'S South Kensington - Indian and Islamic Works of Art and Textiles 2010/10/08 Pag.99 fig.409 Lot.409 (Catalogue); THE NASSER D. KHALILI COLLECTION OF ISLAMIC ART VOLUME XXI General Editor Julian Raby The Nour Foundation in association with Azimut Editions and Oxford University Press ISBN 0-19--727618-0 Pag.58/59 Fig. 18; F. Sarre,Die Kunst des alten Persien, Berlin, 1925 Figs 195/6 .
«Эй, лев! Сегодня пить со мною будешь!
А завтра утром о пирах забудешь!
Как завтра утром стану в стремена,
Надену шлем, броню на рамена —
Ты жизнь сочтешь за тягостную ношу,
Когда тебя копьем с седла я сброшу».
«Шах-Наме», кн. «Гоштасп», 8060-8065, пер. В. В. Державина
В пер. Ц. Б. Бану-Лахути (IV том,М., 1965 стр. 256):
Сказал Исфендьяр: «Витязь славный Ростем!
Пей нынче вино – завтра сникнешь в борьбе,
Тогда не до пира уж будет тебе!
Когда ты в седле вороного коня,
В шеломе каянском увидишь меня…»
* стремя (у персов: рэкаб — стремена) ر کا ب от арабск. رِكاب, седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды и, что не менее важно – наносить удары противнику при помощи оружия, к примеру, нанести поражающий укол копьём без наличия стремян практически невозможно. Первоначально в качестве стремян использовались ременные петли, в которые продевалась стопы ног, приблизительно в IV веке появились металлические стремена, чаще изготавливались из железа, но встречались и бронзовые. В персидском ареале стремя появилось в VII–VIII веках, ещё века два спустя, пришло и в Европу. В Руси «стремя» впервые упомянуто в XII столетии, хотя, несомненно, русичи были знакомы с ним и ранее. Быть при стремени князя считалось почётной обязанностью и свидетельствовало о высоком социальном статусе. В персидской классической традиции сложилось близкое по смыслу литературное выражение:
рэкаб hомайун — «в царской свите».
©www.caravanacollection.com