В ЗАСТАВКЕ фото центрального корпуса Британского музея (1823-47 годы постройки) с гербами Великобритании (времён основания музея - 1753) и фамильным гербом короля Великобритании и Ирландии, курфюрста Ганновера и герцога Брауншвейг-Люнебургского Георга II, правившего в то время перечисленными владениями.
редактируется
На этой странице будут представлены лишь очень немногие предметы из "афганской коллекции" Британского музея.
Нефритовая чаша овальной формы с ручкой в виде шеи и головы дракона, возможно, повторяет собой формы монгольских чаш, некогда крепившихся за петлю к конскому седлу.
Нефрит, резьба, полировка, ок. 1400-1450 годы, Восточный Хорасан (ныне Афганистан) или Самарканд (Узбекистан), высота: 6,5 см, ширина: 12,3 см. Дата поступления: 1961 из фонда Брука Сьюелла (Brooke Sewell, ум. 1958), инвентарный номер 1961,0213.1.
Подобные изделия, несущие на себе отчётливый след влияния китайского искусства, имеют аналогии в более поздней торевтике Средней Азии.
Литература: Lentz, Thomas W; Lowry, Glenn D, Timur and the Princely Vision. Persian Art and Culture in the Fifteenth Century, Los Angeles, Los Angeles County Museum of Art & Arthur M. Sackler Gallery [Smithsonian Institution], 1989. Hayward Gallery, The Arts of Islam, London/Hayward Gallery, Arts Council of Great Britain, 1976.
Инталия с идущим Амуром. Овальный винно-красный халцедон с изображением обнажённого Амура, идущего вправо и держащего в левой руке ветвь, и шлем (?) в правой. I-III вв. н. э. Британский музей, инв. номер: IM32 1880-35-52, поступила из собрания Индийского музея в 1880 году в числе приобретений, сделанных на территории Афганистана во второй четверти XIX века.
Инталия - гемма с резьбой вогнутого рельефа, служившая как правило владельцу в качестве печатки.
Рисунок чернилами «Якуб-хан*, правитель Кабула на прогулке верхом, 8 мая 1879 года» с надписями на девангари и с переводом текста на английский: («The picture of Yakoob Khan, King of Cabul. dated 8th May 1879. C. Pulley» и «drawn by Hurruk bir Goorung H company 4th Goorkhas at Gundamuk»). Якуб Хан изображён в европейском платье и с саблей на поясе, лошадь с плюмажем на голове и под седлом с попоной. Эмир изображён на фоне забора, за которым растут деревья. Рисунок окружён голубой каймой. 1879. Высота: 22,5 см; ширина: 20,4 см. Британский музей, инвентарный номер: 1879,0809,0.773
На свободном поле внизу рисунка надпись, выполненная от руки пером, чёрными чернилами: «Native art. a sketch of 'Yakoob Khan' taken during his stay at Gundamuk by a sepoy in the 4th Goorkhas. Forwarded by Lient. C. Pulley. 3rd Goorkhas. Kandahar 6th June 1879».
Этот рисунок относится к довольно распространённому виду произведений т. н. "колониального творчества", выполненных местными художниками либо по заказам европейцев, либо предназначенных для продажи на европейском рынке. Нередко, как и в данном случае, включают в себя стиль и приёмы, как традиционной индийской живописи, так и европейской.
* Мухаммед Якуб-хан (1849 — 15. 11. 1923) эмир Афганистана (), сын Шир-Али, при правлении которого получил под своё начало Гератскую провинцию. В 1870 восстал против отца, но потерпел поражение и оказался в тюрьме в 1874 году. После бегства в Мазар-и Шариф из Кабула отца в 1879 стал эмиром в Кабуле (21. 02. 1879—12. 10. 1879), однако подписанный им с британцами Гандамакский договор, вызвал волнения в афганской столице, повлекшие гибель резидента майора Пьера-Луиджи-Наполеоне Каваньяри (4. 07. 1841, Стенэ, Франция — 3. 09. 1879, Кабул) и резню британского гарнизона. Я-хан был вынужден уехать в добровольное изгнание Индию, где и умер.
Портрет Абдулла Хана II, сидящего, скрестив ноги и взрезающего плод дыни. Акварель, бумага. Около 1590 года. Размеры: ширина листа: 19,7 см; высота листа: 32,6 см; высота изображения: 14,1 см; ширина изображения: 11,4 см. Британский музей, инв. номер 1948,1211,0.10. Поступление: см. ниже.
Абдулла Хан II (1533–1598), правитель бухарского ханства с 1583 и до самой смерти. Вёл многочисленные, отмеченные жестокостью по отношению к местному населению войны, преимущественно с Персией (1587–98 годы), сумел расширить (правда , очень на непродолжительный срок) свои владения за счёт земель туркменов, Хорасана и Балха, присоединил Герат, осаждал и разорял Мешхед, в конце жизни вознамерился отобрать у Великого Могола Акбара I Кабул, но умер во время подготовки к походу. Известны несколько его изображений.
Могущественный узбекский хан, объединивший земли Мавераннахра, завоевавший Герат и большую часть Хорасана, изображён в умиротворяющей обстановке как частное лицо и даже с некоторым оттенком добродушной иронии: так округлый и выпирающий живот хана и луковичной формы тюрбан словно бы повторяют округло-вытянутую форму плода.
Поступила в составе нескольких миниатюр персидской школы по завещанию известного коллекционера, художника сэра Бернарда Экстайна Bernard Eckstein (2. 11. 1894 –10. 05. 1948), воспитанника Итона и Тринити-колледжа, служившего в войсках в Судане в составе второго батальона Восточного Суррейского полка, затем занимавшегося бизнесом в Африке и Великобритании. Экстайн умер бездетным, согласно его завещанию в Б. М. переданы 187 единиц фарфора, в том числе предметы Севрской мануфактуры, монеты, изделия из стекла. Тело погребено на кладбище Крайст-Чёрч в Файрворпе, в Сассексе, на семейном участке рядом с отцом и сестрой, надгробия выполнены по проекту Уильяма Рид Дика.
МИНИАТЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АНГЕЛА (ок. 1555 г.). Размер: ширина листа: 19 см, высота листа: 29 см, миниатюра: ширина: 10,6 см; высота: 18,9 см.
Страница из манускрипта с миниатюрой изображающей ангела, сидящего на ковре с колбообразным кувшином и чашей в руках. Крылья подняты и слегка перекрывают друг друга. Пояс связан узлом вокруг талии ангела и оба его конца широко раскинуты по ковру по обе стороны от сидящей фигуры. Фон образует орнамент цветочных ветвей и раскрывшихся бутонов. Примыкает к школе живописи Хорасана Акварель, золото, бумага, каллиграфия (почерк насталик). Бухара, династия Шейбанидов, после 1550 года (ок. 1555). Согласно исламской традиции, ангелы считаются сотворёнными из чистого света и олицетворяют силы добра. Миниатюристы Хорасанской и Бухарской художественных школ изображали ангелов в виде прекрасных юношей и пленительных дев, украшенных ювелирными украшениями и одетыми по современной моде.
ЧАША из олова с крышкой с изображением знаков зодиака, солнца и луны в сложных астрологических положениях и сочетаниях. Представлены 12 таких сочетаний, представляющих планету или знак зодиака в дневное и ночное время, на крышке в аллегорической форме представлено лунное затмение. Гравировка, инкрустация серебром. Размеры: диаметр: 7,1 дюйма, высота: 21,5 см. Хорасан, возможно, Герат, ок. 1200 г. Поступила в Британский Музей в 1950, инвентарный номер 1950,0725.1.
Вероятно, крышка первоначально предназначалась для другого сосуда и затем была сужена по ободу (примечание куратора Blurton, 1997).
Чаша была описана как «Васо Vescovali», в публикации Микеланджело Лянчи ("Trattato delle simboliche rappresentanze Arabiche", Париж, 1845-46) так как в то время она принадлежала семье Весковали.
Неоднократно выставлялась за рубежом: 1993 – «Исламское искусство в Италии», Венеция, Палаццо Дукале; 13. 10. 1997-5. 01. 1998 - Выставка в Нью-Дели, Индия и там же в Мумбаи 9. 02.-3. 05.
ГОЛОВА МОНАХА ИЛИ ПРИНЦА ГАУТАМЫ (БУДДЫ), стукк, Гандхара, Хадда близ Джелаллабада (крупный комплекс буддийских монастырей в 8 км. от города, сооружения Хадды были почти полностью уничтожены во время военных действий 1980—90-х годов). IV-V вв. н. э., следы пигмента (раскраски поверхности).
Один из признанных шедевров Британского музея. Возможно, скульптура представляла фигуру Будды под деревом Бодхи - один из наиболее распространённых сюжетов буддистской иконографии. В стилистике скульптурного портрета чувствуются черты позднего периода Кушанской эпохи(1-3-й век н.э.), т. н. Матхурского периода, или даже скульптуры периода Гупта (320-550 н.э.) Центральной и Северо-Восточной Индии, что даёт основание некоторым исследователям предположить, что, возможно, это был портрет монаха, пришедшего в Хадду из Индии.
Литература: W. Zwalf (ed.), Buddhism: art and faith (London, The British Museum Press, 1985); W. Zwalf, A catalogue of the Gandhara sc, 2 vols. (London, The British Museum Press, 1996)
Медная монета кандагарской чеканки, 1245 год хиджры (1829 н. э.), Кандагар. Аверс. Размеры: вес: 11,87 грамм, диаметр: 26 мм. Дар Уильяма Марcдена (William Marsden). Отдел монет и медалей, инвентарный номер MAR.684
«Сражение при Кандагаре 1 сентября 1880», гравюра ок. 1916 с автографом автора.
В Б. М. хранятся два оттиска гравюры, выполненной на основе акварели (?) сентября 1880, на лицевой стороне которых автором акварели (полковником А. Мастерсом), веротяно при поступлении оттисков в музей, чёрными чернилами сделаны однотипные мемории: "enlarged from a sketch taken by me 7 days after the action. A Masters Col late of the Central India Horse." («увеличена с рисунка, выполненного мною семь дней спустя после боя. А. Мастерс, бывший полковник Центрально-Индийского кавалерийского полка»). Поступила в 1916 году. Инв. номера 1916,1222.1-4
Автор: Александр Мастерс (Alexander Masters), [1848 – не ранее 1916 ?] полковник 21st King George V's Own Horse, 21-го собственного его вел. Георга V кавалерийского полка, более известного под именем "The Central India Horse" - регулярного кавалерийского полка, сформированного в 1857 (в период Сипайского восстания), военнослужащие этого полка участвовали во обеих мировых войнах.
«Битва при Кандагаре» 1 сентября 1880 явилась переломным моментом в ходе 2-ой Англо-афганской войны, о её масштабах свидетельствуют среди прочего цифры потерь с обеих сторон: около 3 000 человек убитыми и ранеными. Безвозвратные потери у англичан: 36 или более 100 по разным подсчётам и около 1000 или более - у афганцев. Британские войска включали до 10 000 участников, афганских инсургентов было приблизительно 13 000 человек (по оценке самих англичан).
Офицеры индийских кавалерийских полков (два фото в восьмом ряду слева представляют офиц. форму 21-го кавалерийского): ТУТ
ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ: ТУТ (ссылки на страницы экспонатов на официальном сайте Б. М. столь длинные, что вам придётся находить их увы, только поисковиком сайта)
Страница манускрипта «Хамсе» Амира Хусрова (Хосрова, Хусроу) с миниатюрой, изображающей жрицу в Кандагаре, поклоняющуюся идолу в нише. Бумага, акварель. Эпоха Великих Моголов, Индия, XV в. (ок. 1450 года). Инвентарный номер: 1996,1005,0.5
В «Хамсе», Амира Хосрова включены несколько индийских историй, одну из которых иллюстрирует эта миниатюра. Вытянутый по горизонтали формат миниатюры, насыщенной красный фон и манера окантовки, характерные для индийских художественных школ, заставляют предполагать, что страница с миниатюрой, поступившая в Б. М в 1996 году, происходит не из Персии, а из Индии. В XIX веке не редкостью были случаи, когда для получения наибольшей выгоды, торговцы расчленяли старинные манускрипты, продавая коллекционерам отдельные страницы. Вероятно, и фолио персидского поэта Амира Хосроу Дехлеви (1253, Патиали, нынешний штат Уттар-Прадеш — 1325, Дели), подражавшего в своём творчестве Низами, постигла эта печальная участь. В начале 1999 года находившаяся в довольно плохом состоянии страница рукописного сборника подверглась реставрации. Существует легенда, что А. Х. является изобретателем музыкального инструмента ситара и родоначальником музыкального направления суфийских песнопений «каввали».
Ирадж Башири об Амире Хосрове Дехлеви (англ.): ТУТ
Круглая тюбетейка, расшитая металлической нитью и блёстками. Кожа (предположительно), картонированная бумага (предположительно), покрытие хлопковой тканью, вышивка металлической нитью золотого цвета, вставками из пурпурного бархата, стеклянными синего, зелёного, фиолетового, розового и красного цветов блёстками и бисером, кисть хлопчатобумажных ниток, опорный обод из синего пластика. Размеры: высота: 10,5 см, диаметр: 18 см., вес: 187 граммов. Приобретена в Кандагаре в середине 1950-ых годов (этот город известен как центр производства бисера и стеклянной массы, использовавшейся для декоративных целей). Дар музею от Ф. Поульсена-Хансена в 1996 в составе полного мужского костюма. Инвентарный номер: As1993, 02,8
Мужской жилет, с четырьмя передними карманами, из рыжеватого хлопка, тёмно-синего бархата (подкладка) и красноватого бархата (полка), расшитого хлопчатобумажной ниткой и металлической нитью золотого цвета, нити сшиты в оплётку перед бортом и подолом, длина: 53 см, ширина: 47 см. Часть костюма. Приобретена в Кандагаре, предположительно в 1950-1959 (?) годах. Дар музею (в комплекте мужского костюма) Ф. Поульсена-Хансена, 1993 год. Инвентарный номер: As1993, 02,7
Опиумный скребок, место приобретения: Кандагар; металл, дерево. Размеры: высота: 2,5 см (ручка), длина: 13 см, ширина: 6 см, вес: 50 грамм. Приобретена у M. G. Konieczny в 1974 году в процессе покупки музеем его коллекции (1970-75). Инвентарный номер: As1974, 02,17
Такого рода скребки используются для разрыхления и надрезания опиумной коробочки и сбора сока.
Монета Александра III Мегаса (Македонского), царя Македонии, завоевателя Персии, Бактрии и Индии, ок. 325-323 г. д. н. э, медь. Поступление: 1850 от баронета (1891), генерал-майора Генри Кресвика Роулинсона (Henry Creswicke Rawlinson) [11. 03. 1810 , Чэдлингтон, Оксфордшир — 5. 03.1895, Лондон], востоковеда, ассириолога, археолога, лингвиста и дипломата. В 1840—43 году он был британским резидентом в Кандагаре*, затем в Аравии. Прославился тем, что в течении семи лет неоднократно взбирался, рискуя жизнью, на Бехистунскую скалу, скопировал и дешифровал ранее неизвестную исследователям надпись Дария I (на древнепесидском, эламском и аккадском языках), повествующую о воинских подвигах этого царя царей, имевших место проявиться в 20-ые годы VI века до н. э. При этом, сэр Генри увековечил и себя, выцарапав под брюхом одного из коней, изображённых в исполинском рельефе, свою подпись**. Впрочем, это вольное варварство можно ему простить за то, что вернувшись на Альбион, он на свой счёт издал и надпись и свои работы по ассирийской клинописи, которой увлёкся в годы пребывания на должности консула в Багдаде (1844-49). Об этом человеке мы поговорим в другом месте и в другой раз, а сейчас взглянем на монету Александра Македонского, приобретённую сэром Генри в Багдаде. Словно бы не имеет прямого отношения к Афганистану, впрочем, как сказать. В марте-июле 2011 года на памятной выстаке, организованной в Б. М.: "Нет равных во всем мире: Художественное наследие Герата, Афганистан", она представляла афганскую коллекцию музея. Чуть не забыл: сэр Генри одно время являлся попечителем Британского музея, он был приличный беллетрист и умел увлекательно рассказать о своей жизни устно и на страницах книги. Это был решительный, последовательный и неизменный враг России, разоблачитель планов русских вторгнуться в Среднюю Азию, прибрать к рукам Афганистан и угрожать интересам Британского льва в Индии.
* Должность называлась «политический агент» (political agent), заслуги Генри Роулинсона на этом посту были отмечены в 1844 году орденом Бани.
** Знаменитый Стенли, тот, кто нашёл Левингстона в африканских дебрях, в 1870 году таким же образом увековечился в Персеполисе.
Литература: Price, Martin Jessop, The Coinage in the name of Alexander the Great and Philip Arridhaeus. A British Museum Catalogue., GC30, London, BMP, 1991
Миниатюра на слоновой кости в золотой рам- ке, художник Британск. Ост-Индской компании. 1835, National Army Museum.
دوست (Dūst) по-персидски означает «друг». Имя Дост Мухаммед [23. 12. 1790/92 или 1793, Кандагар — 9 или 19. 06. 1863], носил основатель современного афганского государства, двадцатый сын Паинда-хана (казнён в 1800), главы пуштунского племени баракзаев. После распада Дурранийской державы в 1818 году управлял Кабульским (с 1826/27) и Газнийским княжествами. В 1834 году провозгласил себя эмиром, положив начало новой, династии Баракзай, правившей с перерывами с 1826 по 1973 (фактически до 1978) год. Объединительная политика Дост Мухаммеда, в которой он пытался заручиться поддержкой России, встретила противодействие Великобритании. В 1838 году Великобритания развязала войну против Афганистана. На первом её этапе Дост Мухаммед активно участвовал в оказании отпора англичанам, но в ноябре 1840 сдался в плен и был выслан с семьёй в Индию, в Лодиану. В апреле 1842 году после убийства Шах-Шуджи поражения англичан в войне, последние были вынуждены в освободить Дост Мухаммеда. Он вернулся в Афганистан и вновь занял трон. В период с 1845 по 1855 он вернул под свою власть Бамиан, севре страны, включая Мазар-и Шариф и Балх (1849). Значительно расширил территорию Афганистана: в 1855—1863 годы он присоединил Кандагар (1855), Восточный Систан, земли на левобережье Амударьи, Герат (июнь 1863, после десятимесячной осады). От пятнадцати жён имел не менее 52 детей.