В ЗАСТАВКЕ: воины одного из гвардейских парашютно-десантных полков Сов. Армии, расквартированных в афганской столице, занимаются перетягиванием каната с курсантами кабульского пехотного училища; б/д, не позднее конца лета 1987, фото Владимира Сварцевича. Размер скана заставки: 1596 Х 900.
Фото из тех, что
Виктор Верстаков хлёстко и не без грусти определил (1981):
"Дрожит душман в Пули-Хумри
и около Герата.
Его крушат, чёрт побери,
афганские солдаты.
<...>
Ведь контингент наш очень мал,
навряд ли больше взвода,
границу перешёл и встал,
любуется природой,
даёт концерты в кишлаках,
а в паузах-антрактах
детишек носит на руках
и чинит местный трактор.
Пусть контингент и неплохой,
но где ему сравниться
с афганской армией лихой,
которой враг боится.
Она разбила тыщу банд.
Нет - миллион мильонов!
Почти очистила Шинданд
и два других района.
Сильна, отважна, велика,
заслуженно известна!
А мы тут пляшем гопака
и чиним трактор местный…".
«Дрожит душман в Пули-Хумри» СКАЧАТЬ MP3 (на
armymusic.ru).
Часто воспроизводимое в советской прессе и книжной полиграфии фото, призванное продемонстрировать дружбу народов наших стран, успокоить родителей военнослужащих, "с честью исполняющих мирный интернациональный долг в дружественной нам стране".
Забавно, как в рамках официоза старались убрать всякие тени и снять возможности недоброжелательных комментариев и толкований - участники команд перемешаны между собой, чтобы у зрителя не возникало впечатления, что одни перетягивают канат у других, т.е. ради пропаганды можно было пожертвовать даже самим смыслом спортивного соревнования, что впрочем, логично, когда снимки делаются для пропаганды.
Это занятие называлось в армии: "самый интеллектуальный вид спорта" (были ещё другие просторечные названия, но опустим их тут) - вид чрезвычайно излюбленный в силу простоты, доступности спортивных снарядов, массовости и неизменного энтузиазма участников, посмотрите: они, видимо, и не задумываются над тем, что со злобной радостью не преминули бы отметить враги социализма и Апрельской революции.
Эти забугорные махровые антисоветчики. Всех мастей.
Простим автору неизбежные условности жанра и обстоятельств.
Показуха, конечно. И у Сварцевича такого офциозного гламура, особенно от первых лет вторжения - предостаточно но, должен отметить - это был талантливый, зоркий мастер, чрезвычайно плодовитый и оставивший от "афганской" несколько настоящих фото-шедевров.
Военный фотограф и обозреватель
Владимир Сварцевич (окт. 1950 - сент. 2017), офицер запаса, честно делал своё дело: у него было более 100 командировок в «горячие точки» планеты: Афганистан (1987-89 и 2001 годы), Ближний Восток, Центральная Африка, Югославия, Таджикистан, Нагорный Карабах, Баку, Фергана, Приднестровье, Абхазия... Он освещал московский путч 1991 года, блокаду «Белого дома» 1993 года, обе чеченские военные кампании, события в Первомайском, Будёновске, Беслане, теракт на Дубровке и ещё многое другое.