В ЗАСТАВКЕ: Солдаты знаменного взвода одного из подразделений российской армии отрабатывают "печатный" прусский церемониальный шаг*. Любимый ритуальный танец взрослых мужчин по всему миру где заведены армии. Скан из собрания Амануллы Хотаки (офицера АНА в народно-демократические времена) на фейсбуке. Подпись по скану на дари: «В жизни человек дважды учится ходить:
1.В детстве
2.В армии»
нет, ну, кгасавцы же!
________________________________
PREUßISCHER SCHRITT (Фридрих дер Гроссе: "быть штатским - позор для мужчины")
* Preußischer Schritt или
Stechschritt, старинный, ещё кайзеровских времён уставной шаг парадов и плацов в темпе 75 шагов в минуту (в противоположность обычному парадному темпу строевого шага в 100 шагов), обеспечивающий идеальное равнение в движущимся строю, но требующий для исполнения немалых усилий и исключительной слаженности, изобретение прусского короля Фридриха-Вильгельма I, воинственного отца великого Старого Фрица, который заисствовал прусский шаг из игрушечной армии своего современника Леопольда I Ангальт-Дессауского, несколько реформировал его и ввёл получившуююся шагистику в прохождения своих громадного роста гренадер.
Позднее "прусское новшество" приводло в радостное неистовство некоторых русских царей и правителей других стран Европы, тех из них, кто имел возможность завести себе для развлечений хотя бы небольшое число солдат и разлиновать учебный плац для построений и прохождений ручных войск.
Чрезвычайно зрелищный и в массовом исполнении - красивый, конечно, способ передвижения больших масс народа.
Стоит ли удивляться, что когда-то, при виде сотен и сотен молодых и здоровых мужчин, высоко, чётко, равномерно поднимавших ноги и с грохотом сапог опускавших их на звенящую металлом подковок брусчатку, женщины кричали "ура" и бросали в воздух чепчики и лифчики, а воодушевление от этого действа охватывало даже очкариков-штафирок в жизни сторонящихся войскового строя?
А. Н. Бенуа, «Вахтпарад при императоре Павле I», 1907 источник: Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова. № 42, СПб., 1907.
Понятно, что подобная шагистика ещё и символ дисциплины и порядка во вверенных войсках, наглядностью единообразия сводивший с ума Петра III (Петера нашего Ульриха) и Павла I (Пауля нашего Петровича), за что их потом нещадно ругали советские историки, не обращая внимания на сталинскую современность.
А вот идут перуанские феминины-спенназовки на параде в День независимости. Compañía femenina de las fuerzas especiales desfilaron en la Parada Militar/RPP
.
После Второй Мировой прусский шаг, некоторое время ещё продержавшийся в практике армий мира, постепенно почти повсеместно вытеснен более разумными и щадящими видами маршировки, но по прежнему его можно видеть при прохождениях войск в некоторых странах (Чили и на Кубе (где Preußischer Schrit доведён до балетного совершенства), Бирма-Мьянма, Иран, Пакистан, Панама, Перу, Аргентина, КНР...), однако, "прямой угол" подъёма ноги встречается по большей части лишь при разводах караулов на посты воинских и иных мемориалов.