«ПАКОЛЬ» и «КАУЗИЯ» ©Jastrow;
©www.pakistani.tumblr.com СЛЕВА: Мальчик, завернувшийся в плащ и с каузией на голове. Терракота, изготовлена в Афинах, ок. 300 г. до н. Лондон, Британский музей (GR 1906.10-19.1), зал № 22, постоянная экспозиция «Александр Великий и эллинистический мир».
СПРАВА: Бачонок в паколе (Пакистан, 2011). СМ:
ТУТ ПАКОЛЬ [друг. формы названия и произношения: ПАККУЛЬ, ПАККОЛЕ, ЧИТАРЛИ, ШЕМАГА, ШЕМАГ, pawkul, khapol] — традиционный демисезонный головной убор круглой формы (диаметр до 60 см) ручной вязки, на шести или более швах, разматывающаяся в длину, у ряда народностей в Афганистане, некоторых пуштунских племён Кунара и Лагмана, жителей Нуристана, таджикского Бадахшана, пакистанского Читрала (называется здесь «Khowar»), Гилгита, Джамму и Кашмира и др. местностей, напоминающая по форме берет на цилиндрическом основании, существует два основных типа паколя, более классическим из которых считается читральский тип.
Паколь завоевал популярность среди пуштунских племен на северо-востоке в начале ХХ века в значительной степени потому, что оказался удачной заменой их громоздким чалмам.
Изготавливается преимущественно из тонкой шерсти. В некоторых вариантах имеет подкладку. Цвет варьируется от почти белого до различных оттенков коричневого, землисто-охряного, серого, бежевого иногда, чёрного или слоновой кости, никогда ярких и тёплых цветов: красного или жёлтого или вызывающий цветов и оттенков: яркозелёный, синий и т.д.
Солдатами ограниченного контингента советских войск в Афганистане паколь назывался «пуштунка» [«душманка», «арафатка»] и воспринимался как своего рода символ, «атрибут» моджахеда (известно, что паколь постоянно носил, например, Ахмад Шах Масуд). Известный лидер панджшерских партизан, действительно, в известной степени «популяризировал» паколь, многие его подчинённые так же предпочитали паколь другим видам головных уборов.
Считается, что прообразом современного «паколя», является греческая, точнее, македонская шапка т. н. καυσία («каузия», латинск. causea), род плоской относительно небольшой круглой шляпы, которую носили в эллинистический период, но, возможно, даже ещё и ранее - до времен Александра Великого, Известна была καυσία и в Древнем Риме, как защита от солнца, которую использовали представители бедных слоёв населения.
Индогреческий царь Аполлодот I Сотер, т. е. «Спаситель» [Apollodotus I Soter, Απολλόδοτος ο Σωτήρ], правивший 180—160 или по другой периодизации 174—165 г. до н.э. с «каузией» на голове. Изображение на монете.
Изображения kausia можно найти на монетах и статуях, найденных на огромных пространствах эллинистического мира – от побережий Средиземного моря до равнин и гор греко-бактрийского царства и индо-греческих государств, некогда существовавших в северо-западных штатах современной Индии.
Виллем Фогельзанг, напротив, считает, что "паколь, отличительный, но, видимо, не очень старый тип головных уборов индо-иранских окраин"*.
*Willem Vogelsang: "The Pakol: A distinctive, but apparently not so very old headgear from the Indo-Iranian borderlands".
Литература: Khil`a. Journal for Dress and Textiles of the Islamic World, Vol. 2, 2006, pp. 149-155; M. Bieber, Entwicklungsgeschichte der griechichen Tracht, seconde édition, 1967; Ian Worthington, Nicholas Geoffrey Lemprière Hammond, Ventures into Greek history, p. 135, Clarendon Press, 1994, p. 135.