В ЗАСТАВКЕ: Илья Овсянников, «Мокрый снег на Дворцовой», 2023 г., х/м, 70х90. Всякий вам петербуржец, а тем более - эрмитажник, скажет, что это правильный взгляд "на очертанья столицы во мгле"...
А.Я. АРОНОВ (1934-2001) - «АФГАНИСТАН» Спросите вы друзей и женщин,
Меня похлопав по плечам:
Я очень вежлив и застенчив
Весь божий день. Но по ночам
С лицом, торжественным, как вымя, —
Ещё ли я скотом не стал?
В твоё я вслушиваюсь имя,
Афганистан, Афганистан.
И вот я в зеркале — раскосый,
Застрявший здесь геронтократ,
Косноязычный и гундосый,
Четвероногий от наград.
И я под скрип рассветных клавиш
Встаю в порту пяти морей —
Ты как пощёчина пылаешь
На морде заспанной моей.
<1982 г.>
Сказать, что Аронов - мой любимый поэт, было бы преувеличением. Даже большим. Но вот теперь, окидывая холодным взглядом прожитое, с каким то, м.б., удивлением отмечаешь, что на фоне выродившейся и измельчавшей российской поэзии, совокупившейся в 60ые с бьющей обеими ладонями по ушам авторской песней, Аронов выглядит совсем неплохо. Своеобразным классиком послепоэзии, схожей с осыпающимся горным склоном, попытки карабкаться по которому вверх, к оставленным в школьной программе вершинам, бесполезное занятие: осыпи эти непреодолимы.
Довольно с Аронова и того, что он был поэтом. Не из шумных политехнических орденоносных и всемипремиямиотмеченных говорунов, искавших чаще восхищения слушателей, чем понимания читателя. Не особо часто публиковавшимся при жизни автором (он не был в чести у современных ему властей). Негромким но, как принято говорить в пошлых аннотациях, со своим узнаваемым голосом и почерком.
<...> Ботинком по снегу скребя,
Остановиться, оглянуться,
Увидеть день, дома, себя
И тихо-тихо улыбнуться…
Ведь уходя, чтоб не вернуться,
Не я ль хотел переиграть,
Остановиться, оглянуться
И никогда не умирать!
Согласен в даль, согласен в степь,
Скользнуть, исчезнуть, не проснуться —
Но дай хоть раз еще успеть
Остановиться, оглянуться.
Воспроизведено по: Александр Аронов Избранное. / Предисловие Александра Минкина. — М.: ИД «Московский Комсомолец», 2014. — 448 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-9900974-2-1.; С. 99.
Скачать книгу в формате
PDF ТУТ ____________________________________
Александр Яковлевич АРОНОВ (30 августа 1934, Москва – 19 октября 2001, там же), учился в эвакуации в Казахстане, позже жил в Самарканде, Иркутске и Москве (в Марьиной Роще). В 1956 году окончил Московский городской пединститут имени В. П. Потемкина. Работал учителем литературы в сельских школах Шаховского района и в московской 635-й школе. Участник московского литобъединения “Магистраль”. Печатался с 1959 года. Многолетний (1966-2001) сотрудник «Московского Комсомольца». Прижизненно вышли лишь два сборника поэзии (1987 и 1989). Приёмный отец актёра театра и кино Максима Суханова (1963). Тело погребено на Красногорском кладбище близ Москвы.
ДВОРЕЦ И КРЕЙСЕР Они родня. От крейсера к дворцу
Лучи идут, замкнувшиеся кругом.
Им с самого рождения к лицу
Высокое сравнение друг с другом.
Соперничество стройности колонн
С длиною мачт — почти не знает злости.
Над усмиренной бездною балкон
Летит легко, как капитанский мостик.
Когда они, сойдясь издалека,
Насмешливо, надменно, удивленно
Друг друга оглядят — сама река
И площадь расстилаются влюбленно.
Так и построен город был! Как зал
Для этой встречи. Как апартаменты.
Приветствие, поклон, условный залп —
И вот оно, рождение легенды. (С. 267).
© А.Я.Аронов, 1982
© А.В.Минкин, «Московский Комсомолец»/2014
© Страницы истории Афганистана, 02.12.2023