В ЗАСТАВКЕ: Джон Родерик Демпстер Маккензи (1865-1941), «Afghan Soldier in the Karakoram Mountains, Hindu Kush», 1901, х. м., частное собрание, Великобритания.
Р. Маккензи, «Афганский солдат в горах Каракорум, Гиндукуш», 1901, х. м., частное собрание, Великобритания.
Каракорум/سلسلہ کوہ قراقرم — горная система Центральной (нагорной) Азии, одна из высочайших на Земном шаре. Находится на северо-западе от западной цепи Гималаев; простирается примерно на 500 км от восточной части Афганистана в юго-восточном направлении вдоль водораздела между Центральной и Южной Азией. Обнаружено, что здесь наибольшая концентрация высоких гор в мире и самые многочисленные ледники за пределами высоких широт. Каракорум являются частью комплекса горных хребтов в центре Азии, включая Гиндукуш на западе, Памир на северо-западе, горы Куньлунь на северо-востоке и Гималаи на юго-востоке. Границы Таджикистана, Китая, Пакистана, Афганистана и Индии сходятся в системе Каракорума, что придает этому отдаленному региону большое геополитическое значение [Encyclopædia Britannica Online].
Александру Чудинову в день его рождения
John Roderick Dempster MACKENZIE (1865, Лондон - 1941, Мобил, Алабама, САСШ), англо-американский художник из семьи, переселившейся в 1872 в Алабаму. Рано потерял мать и после того, как вскоре семья распалась, помещён старшими братьями в приют при епископальном доме в Мобиле, при котором закончил начальную школу, продолжив обучение в Школе Музея изобразительных искусств в Бостоне, (1884-1886) и учебных художественных учреждениях Парижа (1889-1892).
В 1900-05 годах жил в Индии, гле выполнял поручения вице-королевских властей и туземной аристократии, в частности, работал над монументальным полотном, изображающим
Дурбар 1901 года - государственный съезд в Дели, по случаю провозглашения Эдуарда VII императором Индии, (ныне в Мемориальном зале Виктории, Калькутта), имевшее большой успех и принёсшее автору широкую известность.
Успехи художника в монументальной живописи побудили редакторов октябрьского выпуска журнала-альманаха «Мужчины и женщины в 1905 году» назвать его лучшим художником в Азии. Приглашения на охоту вместе с махараджей Куч-Бехара и навабом Бахавалпура предоставили ему необходимый опыт для написания серии заказанных композиций из джунглей и тигров.
John Roderick Dempster MacKenzie, Afghan View of the Karakoram (a panoramic mountainous landscape), холст, масло. 1901/02
Поездки в район Хайберского перевала и длительное проживание на границах Афганистана и Белуджистана (ныне провинции Белуджистан) помогли создать две его наиболее впечатляющие крупномасштабные работы из серии: Baluchis and Our Restless Neighbors – The Afghans/«Белуджи и наши беспокойные соседи - афганцы», которые были выставлены на Парижском Салоне 1901 года. Две работы этой серии были переведены в фотогравюры (тип фотографического травления) в Лондоне в 1905 году.
Будучи практичным и, вместе, общительным человеком, Маккензи установил многочисленные полезные контакты с британскими официальными лицами в Индии и представителями правящих семей индийской знати: он, к примеру, неоднократно получал приглашения от маджараджи Куч-Бехара и наваба Бахавалпура сопровождать их на охоте на тигров.
После возвращения в Европу М. работал в Лондоне и Париже занимаясь живописью, а также чтением лекций и публикуя статьи об Индии и охоте на крупную дичь.
В начале Первой мировой войны он вернулся в Алабаму, где зарекомендовал себя как портретист и руководил художественной школой в Бирмингеме.