В ЗАСТАВКЕ: доктор исторических наук Г.С. Лебедев на о. Гогланд, Финский залив, Балтийское море, 2002 г., (из архива Т.Сениченковой).
К 15-летию гибели Глеба Лебедева в Старой Ладоге
А.Ю. ЧЕРНОВ
ПРОРИЦАНИЕ ОРВАРУ ОДДУ(М. В.)
Не ворону битвы, не даже двушипной змее, – Достанешься в Заморье, вещий, Хозяину брода. На Млечной реке по еловой взойдёт кисее Копейное знаменье конунга Орвара Одда*.
Ладьи на колёсах – я вижу – идут на Царьград. Я слышу кряхтенье руси, подпирающей днища. – Се Дмитрий Солунский!** – враги про тебя говорят. Но примешь ты яд. И отравлена будет не пища.
Четыре хвоста у кометы, четыре крыла. Невенчанный лоб ненаследной лоснится короной***. Но дивная мета в алмазах – в полнеба стрела, На что тебе, князь, если кружишь дозорной вороной
На собственной тризне. Роскошная сага соврёт. Забудется имя. Калёное жало возложат На хладное лоно. Ты – Одд. Ибо всё наперёд Открыто тебе. Но тебе это вряд ли поможет.
Ты – бред геральдиста, эскиз на кабаньем ребре, Ты сторож излуки, смотрящий из-под небосклона На храм византийский, что встанет на том вот бугре, На мальчика, что без копья одолеет дракона****.
Тебе суждено умереть от коня своего. Отдай его Велесу, но через тридцать три лета*****, Как станешь стареть, если глянешь в глазницы его И выдержишь взгляд – пересилишь пророчество это.
<1996>
Летописаная традиция легенды о смерти Вещего Олега имеет параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, (Сага об Одде Стреле/Ǫrvar Odds saga), который также был смертельно ужален на могиле любимого коня - эту смерть герою саги, когда он был ещё 12-летним подростком, предсказала вещунья. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века.
Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Однако, когда наступило предреченное ему время, "оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…", «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
«Сага об Одде Стреле» на сайте Северная Слава/Norrœn Dýrð, древнеисл. тексты и русские переводы.
Андрей Юрьевич Чернов [16.11.1953, Ленинград], русский литератор, переводчик «Слова о полку Игореве», текстолог, историк литературы, пушкинист, краевед, градозащитник. О Чернове прекрасно сказал его друг и тоже литератор Олег Никитович Хлебников (2001): "Любовь и смерть — это и есть вечные и главные темы поэзии. Но есть и ещё одна, даже более первичная, так что две другие — только производные от неё: родовое (да и видовое) самосохранение. Вот, пожалуй, это-то родовое чувство и есть основное содержание большинства стихотворений и поэм Андрея Чернова".
Татьяна Борисовна Сениченкова (1955), историк-археолог, кандидат исторических наук ("Керамика Ладоги VIII - X вв. как источник для реконструкции культурных процессов на Северо-Западе Руси"). Выпускница ЛГУ (1977). Сотрудница Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Инспекции по охране памятников истории и культуры Ленинградской обл., Департамента по охране и использованию памятников истории и культуры Комитета по культуре Санкт-Петербург (1977–2004, консультант, инструктор, архитектор, археолог, нач-к научно-методического отдела), ст. научный сотрудник ГЭ (с 2004).
На фото заставки Лебедев сфотографировался у армейской граффити на скалах острова Гогланд. Фотография эта имеет некоторый подтекст, на первый взгляд не очевидный, но в жизни Лебедева знаменательный. В 1965 Г.С. дембельнулся из армии и возвратился на истфак ЛГУ. Годы спустя он организует комплексную экспедицию по пути из Варяг в Греки, поднявшись с учениками и друзьями на викинговском драккаре из Балтики - в Чёрное море, доказав скептикам возможность прохождения этого маршрута в ср. века за одну навигацию.
* Не ворону битвы, не даже двушипной змее, "вороном битвы" (Hrafnhildr) в скальдической поэзии именовались мечи. Зловещий ворон Бальд символизировал в скандинавской мифологии войну и битву, воинскую удачу и являлся символом самих викингов. Под знаменем с изображением ворона сражался в битве при Стамфорд-Бридже (1066) норвежский король Харальд Суровый.
Втульчатые двушипные наконечники стрел, упомянутые в тексте, не позволяли раненому освободиться от стрелы, не расширив раны. Двушипные наконечники стрел -характерные находки в археологических комплексах С-Зап. Руси и городов Южной Балтии.
Во время раскопок "Олеговой могилы" в Ст. Ладоге (в 1820 году) поляком Ходаковским, среди немногочисленных находок был двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датируемый VIII — началом IX вв.
**"Се Дмитрий Солунский враги о тебе говорят", ср. летописное свидетельство: В лѣт ҂s҃ . у҃ еı҃ . [6415 от сотворения мира/907] Иде Ѡлегъ на Грекы . <...> И повелѣ Ѡлегъ воємъ своимъ · колеса издѣлати · и воставлѧти на колеса кораблѧ · и бывшю покосноу вѣтроу · въспѧ пароусы съ полѧ · и идѧше къ град у А и видѣвше Греци и оубоӕшас̑ · и рѣша выславше ко Ѡлгови · не погоублѧи града. имемъс̑ подать ӕкоже хощеши. и оустави Ѡлегъ воӕ И вьıнесоша ємоу брашно и вино и не приа єг̑ · бѣ бо оустроєно со ѡтравою · и оубоӕшас̑ Греци · и рѣша нѣсть се Ѡлегъ · но стыи Дмитреи посланъ на ны ѿ Ба҃"Пошёл Олег на греков. И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, [увидев это], испугались и сказали, послав [послов] к Олегу: не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки явства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали: Это не Олег, но Святой Дмитрий [Солунский], посланный на нас от Бога" .
Дмитрий Солунский (Фессалоникийский) Δημήτριος ο Μυροβλύτης [ум. 306], великомученик, приявший сметь от императора Максимиана Геркулия. Сын римского проконсула в Фессалониках, тайного христианина, наследовал должность отца, обратив в период своего консульства многих жителей Салоников в христианство, согласно житию, был заколот копьями во время молитвенного стояния, память в православн. церки - 26 окт. (ст.ст.), в католической - 9 апр.
"Но примешь ты яд. И отравлена будет не пища" - см. выше: "и вынесли ему греки явства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено".
Подробнее об уточнении хронологии 911 и 912 годов см. статью А.Чернова ЗЛОЕ ЛЕТО 6421
***Четыре хвоста у кометы, четыре крыла..
Крылатая стрела. Гравировка на зверином ребре. Этот гадательный жребий найден на Земляном городище Старой Ладоги в 1995 году экспедицией А. Н. Кирпичникова. Высота рисунка ок. 2 см
Упоминая знак Олега, автор говорит и о восставшей в небе Европы в 912 году комете Галлея(1P/Halley), видимой и на Руси. Комету заметили так же в Китае, Японии, Египте, в июле она стала видимой в Византии и св. Симеон Логофет пишет о ней, что комета имела вид меча. В Лаврентьевской летописи она сравнивается с копьём: В лѣт ҂s҃ . у҃ ѳı҃ . [6419 /911)] Ѧвисѧ звѣзда велика на западе · күпиным ѡбразом/«Явися звезда велика на западе, копейным образом». Подробнее см. статью народовольца Н.А.Морозова / «Христос». 8 книга. / Том I / КОМЕТЫ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ.
Чернов: "Летом 1995 года в раскопе на Земляном городище студент из экспедиции А. Н. Кирпичникова случайно поскреб ножом обломок звериного ребра (слой середины Х в.) и обнаружил рисунок — плетеную косичку. (О том, что гравировка нанесена на жребий, догадалась художница Виктория Новикова.) На другой стороне жребия оказался рисунок четырехкрылой стрелы — не просто громовой знак, но, видимо, еще и изображение кометы 912 года.
А еще стрелочка напоминает протознак Рюриковичей с деревянной игральной фишки из раскопанного Евгением Рябининым ладожского «дворца Олега», и очертание самой Олеговой могилы".
*** Невенчанный лоб ненаследной лоснится короной.
Говоря о ненаследственной короне на невенчанном лбу Олега, автор имеет в виду неясность места Олега в рюриковом престолонаследии. Место и точная роль Олега при сыне Рюрика - воспитатель, регент, князь-соправитель?, - остаются дискуссионными вопросами и по сию пору.
Подробнее см. А.Ю. Чернов, ПЕРУН И ОДИН (Три языческих жребия из Старой Ладоги), chernov-trezin.narod.ru, 1.7.2009.
десятиметровая "Олегова могила" (по нумерации В.П. Петренко, 5-III) в курганном урочище «Сопки» на северной окраине Старой Ладоги, X в. н.э.
****эскиз на кабаньем ребре, см. прим. к предыдущей сноске.
"На храм византийский, что встанет на том вот бугре, на мальчика, что без копья одолеет дракона", имеются ввиду старейший из сохранившихся старо-ладожский храм Св. Георгия (втор. пол. XII в.) и его всемирно известная фреска на храмовый сюжет «Чудо Георгия о змие» (сохранившаяся в дьяконнике храма), на которой изображён момент, когда покорённого и присмиревшего (а не убитого копьём) змия ведёт на привязи царевна Елисава, а за ними следует верхами безоружный Св. Гюргий.
***** былинные "тридцать три лета" являются прямой отсылкой к летописному лаврентьевскому тексту, в котором уточняется срок правления Олега. Но символ это, конечно, и нашей быстротекущей жизни.