Стихотворение написано в период увлечения поэтом идеями конструктивизма, В «Перекопе» нашло яркое выражение разрабатываемого поэтом нового размера, тактовика.
В конце 30-ых Луговского много и с удовольствием били за стихи из двух его
первых сборников Так били, что и четверть века спустя в заказанной ему "Автобиографии" поэт с приученной осторожностью пишет о своём творчестве второй половины 20-ых годов: "Это было бурное, беспокойное время, полное исканий, заблуждений и то серьезных, то иллюзорных открытий".
Критик
Анатолий Тарасенков, являвшийся автором одной из первых биоблиаграфич. справок о Луговском [Русские поэты XX века. 1900—1955. Библиография. — М.: Советский писатель. 1966. — 486 с. ], в разборах творчества В.А. середины-второй половины 20-ых с разной степенью отстранённости, а в некоторых случаях - и плохо скрываемой враждебности, неизменно подчёркивал: "процесс борьбы внутри поэтического стиля Луговского, борьбы рационального деляческого начала с
«изюминкой бессмыслинки», физиологического иррационализма, составляющей неотъемлемую особенность поэзии Луговского. Эта борьба, являющаяся отражением двух противоречивых сторон бытия мелкобуржуазной интеллигенции, идущей к пролетариату, является основным и движущим в творчестве Луговского".
Разбору творческих поисков поэта этих лет посвящена так же статья критика
Корнелия Зелинского «Кентавр революции», включённая в его книгу «Поэзия как смысл», 1929.
Литература и критика: Тарасенков Ан., Рец. на «Мускул», «На литературном посту», 1929, № 14; Его же, На путях преодоления конструктивизма, журнал «Книга и революция», 1930, № 25.
К теме заключительного периода Гражданской войны и, в частности, битвы за Крым, Луговской возвращался неоднократно, к примеру, 12 лет спустя после написания «Перекопа»:
<...> Поднимайтесь, спящие стрелки,
В жёлтых бутсах, в разношёрстных формах!
Поднимайте старые штыки,
Стройтесь на заплёванных платформах!
Блещет украинский Звёздный Воз,
Русские осенние Стожары.
Конница звенит, скрипит обоз,
Дальние качаются пожары.
<...> Шелестит Тайницкий сад в Кремле,
Карты стелются в штабном вагоне,
И по всей ночной степной земле
Ходят пушки и топочут кони.
Армия идёт на юг, на юг -
К морю Чёрному, на Каспий, в Приазовье,
Заливая ширь степей вокруг
Плавленым свинцом и алой кровью.
И на проводах дрожит звезда,
Запевает сталь полосовая.
Громыхают бронепоезда
Вдоль твоих перронов, Лозовая!
(«Лозовая», 1939, отрывок).
Теме взятия Перекопа посвящено и одно из последних законченных стихотворений поэта
«КОСТРЫ» (1957).
______________________
Владимир Александрович ЛУГОВСКОЙ [1.07/18.06.1901, Москва — 5.06.1957, Ялта], русский советский литератор, поэт и педагог.
Алексей Валентинович ФОШИН (Aleksej Foshin), автор-исполнитель, дипломант Грушинского фестиваля, лауреат фестивалей «Второй канал», «Куликово поле», Московского межрегионального фестиваля бардовской песни и др.
Людмила Владимировна ГОЛУБКИНА [13.12. 1933, Горно-Алтайск — 14.02. 2018, Москва], советский и российский драматург, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения (1982). Главный редактор-директор Центральной сценарной студии (1979-1984). Директор Высших курсов сценаристов и режиссёров (ВКСР, 1990-2000). редактор многих игровых фильмов киностудии «Мосфильм»: «Друг мой, Колька» (1961), «Бей, барабан!» (1962), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Неуловимые мстители» (1966), «Ветер странствий» (1978) и др.
Дочь В.А. Луговского. Вместе с другой дочерью поэта, ныне так же покойной, Марией Владимировной Седовой, она много времени и сил отдавала сохранению литературного наследия Владимира Александровича.
Светлая и добрая ей память.
© baktria/Страницы истории Афганистана, 2017-18