НОС. ВИД В ПРОФИЛЬ И СЗАДИ (два "мальтийских" портрета архитектора Джакомо Кваренги работы Александра Орловского)
Оба мальтийских портрета Кваренги входят в достаточно обширную серию шаржей/карикатур нарисованных на Кваренги А. О. Орловским/
Aleksander Orłowski (1777–1832).
Один из них (профильный) хранится в собрании Гос. Русского Музея в Петербурге, второй (вид сзади) - в Национальном музее/Muzeum Narodowe в Варшаве.
Оба не датированы, но специалисты относят их приблизительно к одному периоду (1808-1810).
Оба достаточно редко воспроизводятся и выставляются, размещу их здесь с кратким описанием. Начну с менее известного - варшавского.
1. Александр Орловский (1777-1832). Карикатура на архитектора Джакомо Кваренги, 22,9 х 18,8. Бумага (альбомный лист), карандаш, акварель. После 1808. Muzeum Narodowe in Warsaw(MNW), (Rys.Pol.11740). Уменьшено от оригинала.
Текст по верхнему обрезу (карандаш, рукой): "
Rien n'est beau que le vrai, le vrai seul est aimable"
*.
Архитектор изображён в парадном мундире мальтийских кавалеров: красный длинный кафтан с черными бархатными стоячим воротником, лацканами и суконными обшлагами (с золочёным шитьём установленного образца), пуговицами ( им полагалось иметь изображение восьмиконечного мальтийского креста), на левом плече лёгкая эполета с круглым утолщенным полем, обрамлённым бахромой/т.н."кистью" и нашитым на погон правого плеча плетенным из металлической нити шнуром/"жгутом".
Мы видим фалды с боковым шитьём изображающим якоря, уставные кюлоты — короткие, застёгивающиеся под коленом штаны с неуставными хотя и белыми, но в голубую вертикальную полоску чулками (излюбленная для карикатур Орловского деталь костюма Кваренги) и полагающиеся к парадной форме чёрные башмаки с пряжками.
А вот самый портрет носа. На лицевой стороне рисунка Орловского его рукой приписано: "d`apres Nature"(то есть, "рисовал с натуры") и на обороте: "Portrait de nez du… Quarengin" ("портрет носа… Кваренги"). И тут, ка ки на почти всех шаржированных портретах Кваренги, написанных рукой Орловского, мы видим мальтийский крестик, вызывавший, вероятно, немалую иронию художника
Особую комичность образу офицера, стоящего в положении встречи справа с рукой на эфесе шпаги с темляком (тесьмой с кистью, служила для закреплния на запястье) и зажатой под правым локтем уставной чёрного бархата двуколкой, придаёт его грузная мешковатая фигура и вздёрнутый вверх знакомый всем современникам Кваренги громадный картофелеподобный нос с очками на переносице настолько широкой, что дужки очков поднялись вверх...
Нелепая парадность сцены дополнена изящной французской фразой о правде и любви — архитектор и художник дружили много лет, они познакомились, когда в конце 1790ых годов после подавления польской фронды молодой поляк был вынужден перебраться в российскую столицу, где уже полтора десятилетия жил и работал великий зодчий.
К слову сказать, Орловский хорошо разбирался в мундирных тонкостях: в 1819 году Александр Оспович (как его именовали в России) был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.
________________________
* "Только правда прекрасна и только правда достойна любви", цитата из «Писем» Николя Буало-Депрео.
© Страницы истории Афганистана, 06.08.2022