Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 04:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [120] МИНИАТЮРЫ [162]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » ЕЩЁ «ГЛЕБОВ ДЕНЬ»

ЕЩЁ «ГЛЕБОВ ДЕНЬ»

Зря сквозь огонь пытался понять их речь. Молот гудел. Я стал им под стать и так. Бросили в воду после. Назвали «меч». Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг. Помню ещё, был дому и миру друг. Славно трудился, с первой вставал звездой. Люди меня тогда называли «плуг», сеяли и ходили за бороздой
В реальном размере 791x593 / 190.2Kb
329 8 0.0

Добавлено 14.08.2022 baktria

Всего комментариев: 8
0  
1 baktria   (14.08.2022 15:10) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Новгородская сопка X века у д. Крестецкая Слобода на реке Мсте: крутобокая курганная насыпь с уплощённой вершиной и окольцованная в основании кладкой из валунов. В таких насыпях происходили погребения исключительно по обряду трупосожжения и лишь в немногих археологами раскрыты и скелетные захоронения, правда, скорее всего, это уже позднейшие "прихоронения", совершённые уже позднее, в эпоху распространения христианства, т.н. "впускные", не имеющие отношения собственно к историческим насыпям. Фото Андрея Чернова и Наталии Введенской.

Ко Дню Археолога, памяти Г.С. Лебедева (1943-15.8.2003) и С.В. Белецкого (1953-19.2.2022)


НАТАЛЬЯ СИВОХИНА

«ТЫСЯЧУ ЛЕТ СЧИТАЯ СЕБЯ СКАЛОЙ...»


Тысячу лет считая себя скалой,
Прочно стоял и чувствовал, как извне
Почва меня покрыла – за слоем слой,
Чтобы потом выращивать лес на мне.

Речка текла, следя за её волной
Звери неслись по зáлитым мхом камням.
Маленькие однажды пришли за мной,
Выломав, повезли к своим деревням.

Зря сквозь огонь пытался понять их речь.
Молот гудел. Я стал им под стать и так.
Бросили в воду после. Назвали «меч».
Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг.

Помню ещё, был дому и миру друг.
Славно трудился, с первой вставал звездой.
Люди меня тогда называли «плуг»,
Сеяли и ходили за бороздой.

В тигле кипел, по плоскому камню тёк,
Листика тоньше сделался, наконец.
И раскололся. Пот отерев со щёк,
Выковал гривну деве своей кузнец.

Всё поросло быльём и в песок ушло,
Поле и дом, и молот на камне том,
Воздух прозрачен стал, что твоё стекло.
Время дрожит внутри как последний стон.

Ржавчиною в высокий курган просел.
Корни вросли в цветочном горячем сне.
Осенью не осталось меня совсем.
Ветер степной пришёл и запел во мне.




сборник: Наталия Павловна Сивохина, 24 СТИХОТВОРЕНИЯ Составитель: Григорий Михнов-Вайтенко / ImWerden-Verlag, Санкт-Петербург – Мюнхен, 2017. ТУТ

Из Послесловия к сборнику:

Стихов в этой книжке немного. 24 стихотворения, не считая процитированного мною выше. Но, похоже, эпоха поэтических имитаций постмодерна и механических подражаний Бродскому заканчивается.

Живое, человеческое, то плачущее, то смеющееся русское слово, способное врачевать читательскую душу, – вот оно перед вами, во всей своей молодой красоте, во всем поэтическом обаянии.

Андрей Юр. Чернов

© Н. СИВОХИНА
© А. ЧЕРНОВ
© Н. ВВЕДЕНСКАЯ

0  
2 baktria   (14.08.2022 15:14) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЕ 1




Типическая новгородская сопка X века у д. Крестецкая Слобода на реке Мсте (фото из личного архива А.Ю.Чернова): крутобокая курганная насыпь с уплощённой вершиной, окольцованная в основании кладкой из валунов. В таких насыпях происходили погребения исключительно по обряду трупосожжения и лишь в немногих археологами раскрыты и скелетные захоронения, правда, скорее всего, это позднейшие "прихоронения", совершённые уже в эпоху распространения христианства, т.н. "впускные", не имеющие отношения собственно к историческим насыпям. Фото Андрея Чернова и Наталии Введенской.

В основаниях сопок обнаруживаются ритуальные кострища, которые жгли с целью освящения будущих погребальных насыпей, принося так же пепел и золу со стороны из последних костров.

После завершения первого погребения, в такой начальной насыпи совершались ещё несколько, в результате чего будущая сопка насыпалась до высоты 1,5- 3 м. При этом слои сопки обычно имеют прослойки из золы и угля толщиной 15-20 см. Многие сопки содержат внутри своеобразные кладки-настилы из крупных валунов*.

В образовавшей верхней части насыпи так же продолжали совершать всё новые погребения, постепенно увеличивая её общую высоту, в таком случае возникали иногда исполинские курганы до 10 метров высотой и 40 в диаметре.



р. Мста, вдоль течения которой по обоим берегам сконцентрировано множество ранне-славянских курганников и сопковых насыпей. Фото из личного архива А.Ю.Чернова и Н.Введенской.

Основным ареалом распространения такого рода насыпей является обширный бассейн озера Ильмень и впадающих в него окрестных рек, прежде всего Мсты (с востока), Полы и Ловати (с юга) и Шелони (с запада), т.е. места расселения в VIII-IX веках племени ильменских словен**, близких этнических родственников балтийских славян и населения Польского Поморья. Значительная часть сопок сконцентрирована так же в нижнем течении р. Волхов, в верховьях р. Луга и по левобережью Оредежа.

© В.В. Седов
© А. ЧЕРНОВ
© Н. ВВЕДЕНСКАЯ
_________________________

* иногда даже в виде стенок, как в сопках ладожского урочища Победище, где в одной из насыпей на глубине ок. 1,5 м обнаружена подобная вымостка, на которой обнаружен глиняный горшок со следами кальценированных костей: предположительно, устройство таких кладок может быть связано с давней местной западнофинской традицией, заимствованной славянами.

** см. запись ПВЛ, I, с. 11: "словени же седоша около езера Ильмеря и прозвашося своимъ имянемъ". Вопрос о том, откуда на берега Ильменя пришли словене до сих пор остаётся дискуссионным, некоторые историки склоняются к выводу о том, что они распространились в этих краях с запада.

0  
3 baktria   (14.08.2022 15:18) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЕ 2

Зря сквозь огонь пытался понять их речь.
Молот гудел. Я стал им под стать и так.
Бросили в воду после. Назвали «меч».
Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг.



Двуострый меч, с посеребренным покрытием, верхней гарды и поммеля, ритуально согнутый/"умервщлённый" перед церемонией кремации, с обломанным кончиком, обгоревший на кострище, с каплями расплавленного серебра декоративной насечки, застывшими на поверхности, Старые Баруны, Смаргонский район, Республика Беларусь, XIII–XIV в.в. / собрание БДУ А17-19-129. © Виктор Толочко, 2021.

Принадлежал представителю литовской родо-племенной знати, обнаружен в захоронении в окрестностях древнейшего каменного замка Беларуси - в Крево.

Некоторые найденные в погребении предметы дошли до нас в высокой степени сохранности благодаря тому, что прошли обряд кремации: попадая в огонь, железные предметы покрываются окалиной, которая препятствует дальнейшей коррозии металла. Начало формирование могильника в Стар. Барунах учёные датируют 1274 или 1277 годами, захоронения возникли в результате гибели литовцев в битве с татарами, осаждавшими местное укрепление.

© Виктор Толочко

0  
4 baktria   (14.08.2022 15:22) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЕ 3

Помню ещё, был дому и миру друг.
Славно трудился, с первой вставал звездой.
Люди меня тогда называли «плуг»,
Сеяли и ходили за бороздой.



Наральник(слева, a) сошник (более продлолговатый, чем наральник, b), железные наконечники пахотных орудий: однозубого – рала и двузубой сохи, родов примитивного плуга, предназначенных для симметричной вспашки без переворота пласта земли, а также рыхления почвы и её освобождения от корней сорняков и камней. Орудие состоит из изогнутого крюка с рукоятью на одном конце и железным наконечником – на другом и бруса, при помощи которого впрягали тягловое животное. <...>

По мнению И. И. Еремеева самые ранние наральники из Ладоги и городища Любша имеют северные аналогии, распространённые на территории Швеции и Готланда в третьей четверти I тыс. н. э. Вполне возможно, что традиция обработки почв пахотными орудиями проникла в Нижнее Поволховье в поздневендельское время (VII – VIII вв.) вместе со скандинавами." (Алёна Залогина, хранитель коллекции «Археология» Староладожского Историко-Архитектурного и Археологического Музея-Заповедника, фото и текст сайта музея).

© А.Залогина/Староладожский Историко-Архитектурный и Археологический Музей-Заповедник

0  
5 baktria   (14.08.2022 15:24) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЕ 4

В тигле кипел, по плоскому камню тёк,
Листика тоньше сделался, наконец.
И раскололся. Пот отерев со щёк,
Выковал гривну деве своей кузнец.



ВВЕРХУ: две современные ювелирные реконструкции (буквальная реплика и подвеска в виде кулона) височных ромбощитковых колец ( кольцо с четырьмя ромбовидными щитками, орнаментированными крестом в ромбе). Украшение молодой замужней женщины. Подвешивалось они к головному убору (венчику или повою) на лентах или ремешках, обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а в одном из поздних курганов (XII) Вологодской области найдены височные кольца, которые вставлялись в мочку уха наподобие серег. Окончания креста оформлены тремя кружками. Оба конца кольца завязаны. Относится к классическому типу ромбощитковых колец словен новгородских. Серебро (кольцо, найденное в кургане № 8 в курганной группе у д.Беседа, Волосовский р-н Ленинградской обл., подлинник - бронза), металлообработка, чеканка, XI-XIII вв. oldclever.ru

Внизу: литейная форма для отливки пластинчатого браслета И (предположительно) головного аластичатого венчика, найденная на городище Серенск (совр. Калужская обл.), XII - перв. пол. XIII веков, на боковой грани в две строки процарапана надпись с именем мастера: "Мако снмо" ("формочка Максима"), бел. известняк, резьба, 13,5 Х 1,7 см. ГИМ, Москва (поступление из ИА СССР)

ОПИСАНИЕ

0  
6 baktria   (15.08.2022 06:17) [Материал]
В СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

19го февраля с.г. в Больнице св. Георгия в СПб по болезни скончался доктор ист. наук, археолог Сергей Васильевич Белецкий, специалист в области археологии Пскова, древне-русской сфрагистики и геральдики, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры АН РАН (быв. ЛО ИА АН СССР), выдающийся энтузиаст археологии, знаток её быта и фольклора.

Покойный был сыном выдающего советского археолога, исследователя Довмонтова городища в Пскове, доктора историческх наук, руководителя Псковской экспедиции Государственного Эрмитажа (1962-87) Василия Дм. Белецкого (1919- янв. 1997).



***

Памятник на могиле Серг. Вас. появился к середине этого лета. Сегодня заходил на 2ой Урновый участок на Большеохтинском*** и посмотрел его: это чёрного мрамора плита, лежащая горизонтально на прежнем цветнике.



Оформлена плита, подобно родительской стеле серого финского гранита - лаконично, почти равновелика ей и перекликается с ней, словно бы отражением в воде.

У обеих - в правом верхнем углу прорисовки сюжетов псковской сфрагистики, которой покойный С.В. был великий знаток: у родителей - иконописного канона Ветхозаветной Троицы с печати псковских владычных наместников новгородского архиепископа Евфимия II**, середины XV в.

У сына так же в правом верхнем - прорись погрудного портрета покровителя города Пскова св. князя Довмонта с мечом в правой руке и левой рукой, прижатой к груди - с аверса псковской деньги* XV-XVI вв.



фото семейной могилы Белецких, сделано 20 августа с.г. накануне 69-летия С.В. после экскурсии по территории Охтинского мыса, защите которого в последние годы он отдавал много сил.


Эпитафия в шесть строк в столбец, подобно тому, как выполнены надписи на стеле родителей.

"СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЕЦКИЙ

1953-2022

историк

археолог

профессор"


Чрезвычайно достойно выполнено. Лаконично и строго.

Низкий поклон тому, кто решил её таким образом.

На плите уже лежат полуувядшие цветы, по виду не от одного, а от нескольких посещений.

_________________

* см. следующее ДОПОЛНЕНИЕ.



** монета псковской республики весом от 0,74 до 0,79 г, чеканившаяся в 1425-1510 годах из газнейского и ливонского серебра, относительно редка (ныне известно немногим более 5 тыс. её экземляров); "Оформление аверса псковской денги с портретом Довмонта в анфас И. И. Толстой связывает с артугами, чеканившимися епископом Дерпта и имевшими хождение на территории Псковского княжества. " (Мельникова А. С. «Псковские монеты XV в.» Нумизматика и Эпиграфика Том IV 1963 г. с. 222—244).

Образ Довмонта напоминает о жизни в науке его отца д.и.н. эрмитажника В.Д.Белецкого, много лет копавшего Довмонтов город.

Напоминает образ псковского князя и о роли Пскова в жизни самого Сергея Васильевича, с отроческих лет влюблённого в этот город и просившего всех, кто станет приезжать с берегов Великой на могилу к отцу, привозить с собой горсть псковской земли, с надеждою, конечно, чтобы хотя бы таким образом лечь в неё в свой час.

* Большая Охта на Невском правобережье близ Охтенского мыса, памятника археологии и русской истории, защите которого от варварского разрушения С.В. посвящал последние годы много времени и сил и неподалёку от которого теперь лежать до Судного дня его праху.

Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать (интервью с Натальей Дёминой на от 15.8. 2017) ТУТ на pravmir.ru.

26.7.2022

0  
7 baktria   (15.08.2022 06:18) [Материал]
ДОПОЛНЕНИЕ 14.8.2022

ГОСТЕПРИИМСТВО АВРААМОВО




Изображение Троицы Ветхозаветной в ангельском виде на печати псковских владычных наместников новгородского архиепископа Евфимия II** , свинец. Середина XV в.

Печать представляет иконографический тип Троицы, знакомый нам по знаменитой иконе Андрея Рублёва, современной этой печати - т.н. «Гостеприимство Авраамово» - "три ангела, сидящие за жертвенником, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву <...> и являющейся композиционным центром сюжета <...> Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. <...> Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. <...> (в изображаемой сцене) нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность."*.

* Описание сюжета по: Лазарев В. Н. . Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Глава VI. Московская школа. VI.15. «Троица» Андрея Рублева. Текст имеется в Рунете.

На заднем (фоновом) плане иконы Рублёва представлены палаты Авраама и дерево (дуб Мамврийский), а так же традиционная "горка" (в данном случае - гора Мориа).

** Евфимий II (в миру Иоанн; начало 80-х годов XIV века (?) — 10/12.03.1458), архиепископ Новгородский (с осени 1429, хиротонисан митрополитом Киевским Герамимом в мае 1434), подвизавшийся в монашестве с 15 лет, выдающийся деятель новгородской истории на заключительном этапе существования Новгородской Республики, прославившийся активным строительством и востановительными работами в городе, особенно после грандиозных пожаров 1431 и 1342 годов, поощрением монастырского книгописания. С именем Евфимия связывают создание выдающегося памятника серебряного Панагиря Софийского Новгородского собора, ритуального ковчега для монастырской трапезы, заказанного архиепископом к Празднику Воздвижения Честнаго креста Господня 14 сентября 1435.

Канонизирован на втором Макарьевском соборе в 1549 году в лике святителей, память совершается 11 (24) марта.

Прежде Сергея Васильевича в семейной могиле был погребён прах его родителей:

уже упомянутого выше д.и.н. Василия Дмитриевича Белецкаго (1919—1997) — археолога, почётного гражданина Пскова, участника, а затем многолетнего руководителя Псковской экспедиции Государственного Эрмитажа, изучавшей Довмонтов город.

Александры Семёновны Косцовой (1920-2006) - ст. научного сотрудника Эрмитажа, многолетнего хранителя собрания древнеруской иконописи, проработавшей в музее более 60ти лет.

См. статью: Белецкий С.В. Печати владычных наместников Пскова XIV–XV вв. Часть 1: печати XIV — начала XV в.
PDF на archeo.ru.

О В.Д.Белецком см. статью «Человек, подаривший Пскову Довмонтов город» ТУТ на bibliopskov.ru.

0  
8 baktria   (15.08.2022 07:03) [Материал]
ПРИЛОЖЕНИЕ

Страница С.В. Белецкого на сайте ИИМК РАН

Страница Сергея Белецкого в социальной сети «ВКонтакте».

Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать // Православие и мир. — 2017. — 15 авг.ТУТ

Памяти Сергея Васильевича Белецкого Некролог на сайте Псковского Музея-Заповедника

А.Н. Кирпичников. Сергей Васильевич Белецкий. Жизнь и творчество ТУТ на arheologija.ru.

Краткая библиография В. Д. Белецкого ТУТ на bibliopskov.ru.

Неполный список (до 2011) публикаций С.В. Белецкого на сайте Музея-заповедника “Старая Ладога” ТУТ.

Несколько песен из архива С.Белецкого:

«НЭПМАНСКАЯ» ("Поведи меня, миленький, в бар, будем там мы гулять до рассвета. Подари золотой портсигар и чулочки телесного цвета"), Л.Попова, 1925.

«ЖИЛ ГРАФ РОДЕРИГО...», anonim, предпол. перв. пол. 1950ых годов.

СМ. так же статью ГЛЕБОВ ДЕНЬ на нашем сайте, публ. 14.08.2016.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]