Зря сквозь огонь пытался понять их речь. Молот гудел. Я стал им под стать и так. Бросили в воду после. Назвали «меч». Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг. Помню ещё, был дому и миру друг. Славно трудился, с первой вставал звездой. Люди меня тогда называли «плуг», сеяли и ходили за бороздой
В ЗАСТАВКЕ: Новгородская сопка X века у д. Крестецкая Слобода на реке Мсте: крутобокая курганная насыпь с уплощённой вершиной и окольцованная в основании кладкой из валунов. В таких насыпях происходили погребения исключительно по обряду трупосожжения и лишь в немногих археологами раскрыты и скелетные захоронения, правда, скорее всего, это уже позднейшие "прихоронения", совершённые уже позднее, в эпоху распространения христианства, т.н. "впускные", не имеющие отношения собственно к историческим насыпям. Фото Андрея Чернова и Наталии Введенской.
Ко Дню Археолога, памяти Г.С. Лебедева (1943-15.8.2003) и С.В. Белецкого (1953-19.2.2022)
НАТАЛЬЯ СИВОХИНА
«ТЫСЯЧУ ЛЕТ СЧИТАЯ СЕБЯ СКАЛОЙ...»
Тысячу лет считая себя скалой, Прочно стоял и чувствовал, как извне Почва меня покрыла – за слоем слой, Чтобы потом выращивать лес на мне.
Речка текла, следя за её волной Звери неслись по зáлитым мхом камням. Маленькие однажды пришли за мной, Выломав, повезли к своим деревням.
Зря сквозь огонь пытался понять их речь. Молот гудел. Я стал им под стать и так. Бросили в воду после. Назвали «меч». Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг.
Помню ещё, был дому и миру друг. Славно трудился, с первой вставал звездой. Люди меня тогда называли «плуг», Сеяли и ходили за бороздой.
В тигле кипел, по плоскому камню тёк, Листика тоньше сделался, наконец. И раскололся. Пот отерев со щёк, Выковал гривну деве своей кузнец.
Всё поросло быльём и в песок ушло, Поле и дом, и молот на камне том, Воздух прозрачен стал, что твоё стекло. Время дрожит внутри как последний стон.
Ржавчиною в высокий курган просел. Корни вросли в цветочном горячем сне. Осенью не осталось меня совсем. Ветер степной пришёл и запел во мне.
сборник: Наталия Павловна Сивохина, 24 СТИХОТВОРЕНИЯ Составитель: Григорий Михнов-Вайтенко / ImWerden-Verlag, Санкт-Петербург – Мюнхен, 2017. ТУТ
Из Послесловия к сборнику:
Стихов в этой книжке немного. 24 стихотворения, не считая процитированного мною выше. Но, похоже, эпоха поэтических имитаций постмодерна и механических подражаний Бродскому заканчивается.
Живое, человеческое, то плачущее, то смеющееся русское слово, способное врачевать читательскую душу, – вот оно перед вами, во всей своей молодой красоте, во всем поэтическом обаянии.
Типическая новгородская сопка X века у д. Крестецкая Слобода на реке Мсте (фото из личного архива А.Ю.Чернова): крутобокая курганная насыпь с уплощённой вершиной, окольцованная в основании кладкой из валунов. В таких насыпях происходили погребения исключительно по обряду трупосожжения и лишь в немногих археологами раскрыты и скелетные захоронения, правда, скорее всего, это позднейшие "прихоронения", совершённые уже в эпоху распространения христианства, т.н. "впускные", не имеющие отношения собственно к историческим насыпям. Фото Андрея Чернова и Наталии Введенской.
В основаниях сопок обнаруживаются ритуальные кострища, которые жгли с целью освящения будущих погребальных насыпей, принося так же пепел и золу со стороны из последних костров.
После завершения первого погребения, в такой начальной насыпи совершались ещё несколько, в результате чего будущая сопка насыпалась до высоты 1,5- 3 м. При этом слои сопки обычно имеют прослойки из золы и угля толщиной 15-20 см. Многие сопки содержат внутри своеобразные кладки-настилы из крупных валунов*.
В образовавшей верхней части насыпи так же продолжали совершать всё новые погребения, постепенно увеличивая её общую высоту, в таком случае возникали иногда исполинские курганы до 10 метров высотой и 40 в диаметре.
р. Мста, вдоль течения которой по обоим берегам сконцентрировано множество ранне-славянских курганников и сопковых насыпей. Фото из личного архива А.Ю.Чернова и Н.Введенской.
Основным ареалом распространения такого рода насыпей является обширный бассейн озера Ильмень и впадающих в него окрестных рек, прежде всего Мсты (с востока), Полы и Ловати (с юга) и Шелони (с запада), т.е. места расселения в VIII-IX веках племени ильменских словен**, близких этнических родственников балтийских славян и населения Польского Поморья. Значительная часть сопок сконцентрирована так же в нижнем течении р. Волхов, в верховьях р. Луга и по левобережью Оредежа.
* иногда даже в виде стенок, как в сопках ладожского урочища Победище, где в одной из насыпей на глубине ок. 1,5 м обнаружена подобная вымостка, на которой обнаружен глиняный горшок со следами кальценированных костей: предположительно, устройство таких кладок может быть связано с давней местной западнофинской традицией, заимствованной славянами.
** см. запись ПВЛ, I, с. 11: "словени же седоша около езера Ильмеря и прозвашося своимъ имянемъ". Вопрос о том, откуда на берега Ильменя пришли словене до сих пор остаётся дискуссионным, некоторые историки склоняются к выводу о том, что они распространились в этих краях с запада.
Зря сквозь огонь пытался понять их речь. Молот гудел. Я стал им под стать и так. Бросили в воду после. Назвали «меч». Кровью я жил. И с мёртвым упал в овраг.
Принадлежал представителю литовской родо-племенной знати, обнаружен в захоронении в окрестностях древнейшего каменного замка Беларуси - в Крево.
Некоторые найденные в погребении предметы дошли до нас в высокой степени сохранности благодаря тому, что прошли обряд кремации: попадая в огонь, железные предметы покрываются окалиной, которая препятствует дальнейшей коррозии металла. Начало формирование могильника в Стар. Барунах учёные датируют 1274 или 1277 годами, захоронения возникли в результате гибели литовцев в битве с татарами, осаждавшими местное укрепление.
Помню ещё, был дому и миру друг. Славно трудился, с первой вставал звездой. Люди меня тогда называли «плуг», Сеяли и ходили за бороздой.
Наральник(слева, a) сошник (более продлолговатый, чем наральник, b), железные наконечники пахотных орудий: однозубого – рала и двузубой сохи, родов примитивного плуга, предназначенных для симметричной вспашки без переворота пласта земли, а также рыхления почвы и её освобождения от корней сорняков и камней. Орудие состоит из изогнутого крюка с рукоятью на одном конце и железным наконечником – на другом и бруса, при помощи которого впрягали тягловое животное. <...>
По мнению И. И. Еремеева самые ранние наральники из Ладоги и городища Любша имеют северные аналогии, распространённые на территории Швеции и Готланда в третьей четверти I тыс. н. э. Вполне возможно, что традиция обработки почв пахотными орудиями проникла в Нижнее Поволховье в поздневендельское время (VII – VIII вв.) вместе со скандинавами." (Алёна Залогина, хранитель коллекции «Археология» Староладожского Историко-Архитектурного и Археологического Музея-Заповедника, фото и текст сайта музея).
В тигле кипел, по плоскому камню тёк, Листика тоньше сделался, наконец. И раскололся. Пот отерев со щёк, Выковал гривну деве своей кузнец.
ВВЕРХУ: две современные ювелирные реконструкции (буквальная реплика и подвеска в виде кулона) височных ромбощитковых колец ( кольцо с четырьмя ромбовидными щитками, орнаментированными крестом в ромбе). Украшение молодой замужней женщины. Подвешивалось они к головному убору (венчику или повою) на лентах или ремешках, обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а в одном из поздних курганов (XII) Вологодской области найдены височные кольца, которые вставлялись в мочку уха наподобие серег. Окончания креста оформлены тремя кружками. Оба конца кольца завязаны. Относится к классическому типу ромбощитковых колец словен новгородских. Серебро (кольцо, найденное в кургане № 8 в курганной группе у д.Беседа, Волосовский р-н Ленинградской обл., подлинник - бронза), металлообработка, чеканка, XI-XIII вв. oldclever.ru
Внизу: литейная форма для отливки пластинчатого браслета И (предположительно) головного аластичатого венчика, найденная на городище Серенск (совр. Калужская обл.), XII - перв. пол. XIII веков, на боковой грани в две строки процарапана надпись с именем мастера: "Мако снмо" ("формочка Максима"), бел. известняк, резьба, 13,5 Х 1,7 см. ГИМ, Москва (поступление из ИА СССР)
19го февраля с.г. в Больнице св. Георгия в СПб по болезни скончался доктор ист. наук, археолог Сергей Васильевич Белецкий, специалист в области археологии Пскова, древне-русской сфрагистики и геральдики, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры АН РАН (быв. ЛО ИА АН СССР), выдающийся энтузиаст археологии, знаток её быта и фольклора.
Покойный был сыном выдающего советского археолога, исследователя Довмонтова городища в Пскове, доктора историческх наук, руководителя Псковской экспедиции Государственного Эрмитажа (1962-87) Василия Дм. Белецкого (1919- янв. 1997).
***
Памятник на могиле Серг. Вас. появился к середине этого лета. Сегодня заходил на 2ой Урновый участок на Большеохтинском*** и посмотрел его: это чёрного мрамора плита, лежащая горизонтально на прежнем цветнике.
Оформлена плита, подобно родительской стеле серого финского гранита - лаконично, почти равновелика ей и перекликается с ней, словно бы отражением в воде.
У обеих - в правом верхнем углу прорисовки сюжетов псковской сфрагистики, которой покойный С.В. был великий знаток: у родителей - иконописного канона Ветхозаветной Троицы с печати псковских владычных наместников новгородского архиепископа Евфимия II**, середины XV в.
У сына так же в правом верхнем - прорись погрудного портрета покровителя города Пскова св. князя Довмонта с мечом в правой руке и левой рукой, прижатой к груди - с аверса псковской деньги* XV-XVI вв.
фото семейной могилы Белецких, сделано 20 августа с.г. накануне 69-летия С.В. после экскурсии по территории Охтинского мыса, защите которого в последние годы он отдавал много сил.
Эпитафия в шесть строк в столбец, подобно тому, как выполнены надписи на стеле родителей.
"СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЕЦКИЙ
1953-2022
историк
археолог
профессор"
Чрезвычайно достойно выполнено. Лаконично и строго.
Низкий поклон тому, кто решил её таким образом.
На плите уже лежат полуувядшие цветы, по виду не от одного, а от нескольких посещений.
_________________
* см. следующее ДОПОЛНЕНИЕ.
** монета псковской республики весом от 0,74 до 0,79 г, чеканившаяся в 1425-1510 годах из газнейского и ливонского серебра, относительно редка (ныне известно немногим более 5 тыс. её экземляров); "Оформление аверса псковской денги с портретом Довмонта в анфас И. И. Толстой связывает с артугами, чеканившимися епископом Дерпта и имевшими хождение на территории Псковского княжества. " (Мельникова А. С. «Псковские монеты XV в.» Нумизматика и Эпиграфика Том IV 1963 г. с. 222—244).
Образ Довмонта напоминает о жизни в науке его отца д.и.н. эрмитажника В.Д.Белецкого, много лет копавшего Довмонтов город.
Напоминает образ псковского князя и о роли Пскова в жизни самого Сергея Васильевича, с отроческих лет влюблённого в этот город и просившего всех, кто станет приезжать с берегов Великой на могилу к отцу, привозить с собой горсть псковской земли, с надеждою, конечно, чтобы хотя бы таким образом лечь в неё в свой час.
* Большая Охта на Невском правобережье близ Охтенского мыса, памятника археологии и русской истории, защите которого от варварского разрушения С.В. посвящал последние годы много времени и сил и неподалёку от которого теперь лежать до Судного дня его праху.
Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать (интервью с Натальей Дёминой на от 15.8. 2017) ТУТ на pravmir.ru.
Изображение Троицы Ветхозаветной в ангельском виде на печати псковских владычных наместников новгородского архиепископа Евфимия II** , свинец. Середина XV в.
Печать представляет иконографический тип Троицы, знакомый нам по знаменитой иконе Андрея Рублёва, современной этой печати - т.н. «Гостеприимство Авраамово» - "три ангела, сидящие за жертвенником, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву <...> и являющейся композиционным центром сюжета <...> Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. <...> Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. <...> (в изображаемой сцене) нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность."*.
* Описание сюжета по: Лазарев В. Н. . Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Глава VI. Московская школа. VI.15. «Троица» Андрея Рублева. Текст имеется в Рунете.
На заднем (фоновом) плане иконы Рублёва представлены палаты Авраама и дерево (дуб Мамврийский), а так же традиционная "горка" (в данном случае - гора Мориа).
** Евфимий II (в миру Иоанн; начало 80-х годов XIV века (?) — 10/12.03.1458), архиепископ Новгородский (с осени 1429, хиротонисан митрополитом Киевским Герамимом в мае 1434), подвизавшийся в монашестве с 15 лет, выдающийся деятель новгородской истории на заключительном этапе существования Новгородской Республики, прославившийся активным строительством и востановительными работами в городе, особенно после грандиозных пожаров 1431 и 1342 годов, поощрением монастырского книгописания. С именем Евфимия связывают создание выдающегося памятника серебряного Панагиря Софийского Новгородского собора, ритуального ковчега для монастырской трапезы, заказанного архиепископом к Празднику Воздвижения Честнаго креста Господня 14 сентября 1435.
Канонизирован на втором Макарьевском соборе в 1549 году в лике святителей, память совершается 11 (24) марта.
Прежде Сергея Васильевича в семейной могиле был погребён прах его родителей:
уже упомянутого выше д.и.н. Василия Дмитриевича Белецкаго (1919—1997) — археолога, почётного гражданина Пскова, участника, а затем многолетнего руководителя Псковской экспедиции Государственного Эрмитажа, изучавшей Довмонтов город.
Александры Семёновны Косцовой (1920-2006) - ст. научного сотрудника Эрмитажа, многолетнего хранителя собрания древнеруской иконописи, проработавшей в музее более 60ти лет.
См. статью: Белецкий С.В. Печати владычных наместников Пскова XIV–XV вв. Часть 1: печати XIV — начала XV в. PDF на archeo.ru.
О В.Д.Белецком см. статью «Человек, подаривший Пскову Довмонтов город» ТУТ на bibliopskov.ru.