ДОПОЛНЕНИЯ: * - у нас пели "поведи меня, миленький, в бар" но, конечно, правильнее - увези...)) И не на извозчике, понятное дело... на моторе, на таксо.
В статье Белецкого прочитал так же, что профессор филфака Санкт-Петербургского государственного университета Т. В. Рождественская рассказывала ему, что эту песню в конце 1940-х и в 1950-е гг. пела её мать, И. П. Стуккей (1906-79), что песня написана в 1930-е гг. на стихи поэтессы Л. Поповой, которую хорошо знал отец Тат. Вcсеволод., поэт Вс. Рождественский.
** «Разрыв-трава» был первым сборником третьестепенной ленинградской поэтессы и содержательницы богемного салона за Казанским собором Людмилы Михайловны Поповой (29. 12. 1898, СПб. - 1972, Ленинград). Печаталась она с 1918, но как-то всё по мелочи, по страничке: там два стишка, и вот там - ещё три. Состояла в Петроградском отделении Союза Поэтов.
Георгий Верейский, Портрет Константина Федина, бумага, карандаш, 1927, фонды музея К.А. Федина (Рукописно-документальный фонд), скан с сайта fedinmuseum.ru.
Особого привкуса скандальность стихотворению придавало посвящение Константину Александровичу Федину (1892—1977), человеку культурному, благонамеренному, примерному семьянину (уже три года женат на своей Доре Сергеевне, подрастают двойняшки Нина и Варвара). Он на хорошем счету у властей, многих из них переживёт и собственную смерть встретит не "под забором у большевиков" (как некоторые), а многолетним главой писательского союза (в котором будет состоять и автор стихов).
Верейский Г.С., Портрет К.А. Федина, бумага, литография, 34,5x25 cm, уменьшен от оригинала втрое. Оригинал
ТУТ. Верейский неоднократно портретировал писателя (в 1927 дважды, 1929, 1940 годах).
Уж и не знаю, что Людмилу Михайловну толкнуло посвятить свой нэпманский стишок тов. Федину, но всяко неприятно, вы понимаете.
Современники подходили, улыбались, подмигивали: "Подари золотой портсигар и чулочки кирпичнаго цвета... Дорого берёт!", тыкали пальцами, зубоскалили в спину уходящему классику.
А между тем, скоро НЕПу придёт окончательный карачун. Людмила Михайловна закроет свой салон, закончит институт истории искусств и сама (без усилий ГПУ) отправится на "перековку" в толщу трудового народа.
Перековалась она основательно и тоже сделалась на хорошем счету, но писать лучше не стала. Из посредственной мещанской поэтессы вышла столь же слабая - советская. Но она была честна с властью и шла туда, куда пошлют. Прошла Днепрогесс и Беломорканал (спецкорром «Правды»), участвовала в экспедиции ЭПРОНА по подъему ледокола “Садко”, а в 1941 ушла добровольцем на фронт. Награждена орденом Красной Звезды, медалями.
Последние годы эта песня известна в нескольких записях (Наталья Сорокина, Марина Яковлева и др.). Я выбрал вариант Маргариты Корнеевой.
В заставке акварель
Бориса Кустодиева, «Нэпман».
... Ну, а дома не спросит никто ты который по счету за лето. Подари мне с кистями платок и чулочки телесного цвета...
©Г.В.Верейский, 1927, 1940
©baktria, 2015-22