В ЗАСТАВКЕ: Gaspar Bouttats/Каспар Буттатц (ок. 1640, Антверпен – 1695/96, там же), «L'assassiner du roi Henri IV dans rue de la Ferronnerie à Paris», гравюра на металле, собрание Национальной Портретной галереи, Лондон.
«Беды, ошибки, улыбки, грехи… Счёт их довольно точен, Это не более, чем стихи, Но и не менее, впрочем».
А. К. Гладков, из «Северной тетради»*
Александр ГЛАДКОВ - Тихон ХРЕННИКОВ - Муслим МАГОМАЕВ
"LES COUPLETS LEPELETIER "
Жил-был Анри Четвёртый**, Он славный был король, Любил вино до чёрта, Но трезв бывал порой.
Войну любил он страшно, И дрался, как петух. И в схватке рукопашной Один он стоил двух.
Ещё любил он женщин, И знал у них успех. Победами увенчан, Он жил счастливей всех.
Однажды смерть-старуха Пришла за ним с клюкой, Её ударил в ухо Он рыцарской рукой.
Но смерть полна коварства, Его подстерегла И нанесла удар свой Ножом из-за угла.
От этого удара Кровь брызнула из жил, И нечестивец старый Скончался как и жил.
<стихи 1940/музыка 1962>
* В 1948-1954 годах А. Гладков находился в заключении в Каргопольлаге, где им были написаны несколько десятков стихотворений, вошедших в т. н. «Северную тетрадь» и увидевших свет лишь в 1991.
Муслим Магомадович МАГОМАЕВ [17. 08. 1942, Баку - 25. 10. 2008, Москва], оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, солист Бакинского оперного театра (1978-1987). Народный артист СССР (1973). Отец: Магомед Муслимович Магомаев (1916), театральный художник, ст. сержант (823-й артиллерийский полк 301-й стрелковой дивизии), погиб в конце апреля или начале мая 1945 близ германского городка Кюстрин, тело погребено в братской могиле в Königsberg in der Neumark, ныне Хойна, ПНР. О работе Муслима Магомаева в 1990-ые годы над "афганской" темой на "Страницах", если Бог даст, будет рассказано отдельно.
**Генрих IV, Henri le Grand, [13. 12. 1553, По, Беарн — 14. 05. 1610, Париж], французский король (со 2 августа 1589, коронован в Шартре 27. 02. 1594), Основатель династии Бурбонов. Король Наваррский (de Navarre с 9 июня 1572); до 1589 лидер гугенотов в период окончания Религиозных войн во Франции, окончательно в перешёл в католичество (25. 07. 1593 в базилике Сен-Дени в Париже). Вёл религиозные войны, а так же войну с Испанией (1595-98), значительно расширил королевский домен. Оказывал поддержку французской колонизации в Бразилии и Канаде.
Одного из отдалённых предков Анри – короля Наварры (904-1000) Гарсию II современники именовали El Temblón (Дрожащий), так как по свидетельству очевидцев, перед каждым боем этого короля охватывала дрожь, но не от страха за здоровье своё хорошее, а от нетерпения немедленно вступить в схватку, и при начале боя дрожь его немедленно проходила.
Заколот кинжалом религиозным фанатиком Франсуа Равальяком после обеда 14 мая 1610 года. Карета короля (вместе с ним ехало 7 человек) была вынуждена остановиться на улице Ферроннери, когда дорогу ей преградили воз с сеном и телега, гружённая бочками с вином. Вскочив на ось каретного колеса, убийца нанес королю первый удар ножом. Легко раненый Анри повернулся к сидящему рядом главному ловчему королевства герцогу Монбазону де Роган и вскрикнул: «Я ранен», — тотчас после этого получил он второй удар в грудь, который поразил лёгкое и рассек аорту, а затем последовал третий удар, впрочем, бесполезный, так как нож полоснул манжету протянутой к королю руки герцога. На противоположной стороне улицы находилась лавка, на вывеске которой было изображено коронованное сердце, пронзенное стрелой. До самого Лувра по парижским мостовым вслед кареты потянулся кровавый след, до дворца Генриха довезли уже бездыханного.
Помимо шести детей от второй жены (Марии Медичи), король Анри имел не менее 11 внебрачных детей от различных женщин. Это только те, кого он счёл возможным признать своими детьми.
Король Анри Четвёртый был предметом неизменного восхищения нашего несчастного императора Павла Петровича. Бюсты короля, картины на сюжеты из жизни этого монарха украшали залы павловых резиденций. В его любимейшей Гатчине, в личных комнатах императора было шесть портретов и бюстов Анри и несколько изображений ближайшего сподвижника Генриха - герцога Сюлли, идеолога абсолютизма, его «Записками» Павел зачитывался всю жизнь.
Эдуард Петрович ГАУ (1807-1887). Овальный кабинет императора Павла I. 1877г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 31, 5 х 35 см. ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-418-ХI. [1000 x 919 пикс., 326 Кб]
На известной акварели Гау изображающий Овальный кабинет, между венецианскими и голландскими пейзажами и портретом Петра III (висящим на портьере, драпирующей дверь*) мы видим портрет верного Сюлли, парный ему портрет короля Анри скрыт лепной арматурой печи (видна только рама портрета, но на предвоенном фото Величко, снятом в другом ракурсе, вы можете видеть оба портрета – см. ниже). Оба они не написаны красками, а вытканы на мануфактуре братьев Гобеленов в Париже по эскизу Козетта в 1777 году – и поднесены Луи XVI и Марией Антуанеттой российским августейшим супругам, когда те посетили в 1782 Париж под именами графа и графини дю Нор («Северных»). Тут же находились портреты обоих прадедов Павла родного - Петра Великого и двоюродного – Карла XII. В соседнем Башенном кабинете висели ещё два портрета короля Анри, писанных кистью Ф. Поурбюса.
На подзеркальной полке между окнами при хозяине стояли парные мраморные бюсты Сюлли и Анри. На акварели Гау мы видим между бюстиками (вряд ли это упоминаемые на некоторых сайтах Анри и Сюлли) высокую колонну из слоновой кости, известно, что на ней красовалась надпись: Le jours heureux du 25 juin 1796. St. Petersbuorg - «Счастливый день 25-го июля 1796», т. е. день рождения будущего Николая I.
За сложенными ореховыми ширмами с зелёным шёлком - складная походная кровать императора (свидетельница его гибели), преображенский мундир, ботфорты, которые он снял, ложась спать в последний раз, прикроватный коврик вышитый медальонами, его трость, складное кресло с его вензелем. До 1833 они хранились в Стрельницкой резиденции Константина Павловича, но затем по завещанию вдовы и матери - Марии Федоровны были переданы в Гатчину.
Мари-Анна Колло (1748-1821). Портрет Вел. кн. Павла Петровича (выполненный в пандам с мрамором, изображающим первую жену цесаревича, Наталью Алексеевну); 1774 г., Франция. Барельеф. Мрамор; овал 49х57. ГДМ-17-VIII
В мае 1852 по желанию Николая Павловича в Гатчину из Императорского Эрмитажа перевезли мраморный барельефный портрет Павла работы Колло, его разместили на одном из столов в Овальном Кабинете.
До войны обстановка Овального почти не менялась, за исключением изъятия до четверти живописных работ, часть которых была передана в Государственный Эрмитаж, часть – на продажу в пресловутый «Антиквариат». На фото видно, что многие предметы в помещении поистрепались и пришли в ветхость, но обстановка помещения не претерпела существенных изменений.
Рабочий стол императора из его спальни-кабинета в Михайловском замке перекочевал в Павловский дворец. Некогда сама императрица подарила этот стол супругу и чтобы украсить подарок, она собственноручно вырезала на токарном станке из слоновой кости изящные колонки и балюстраду - ныне многие из них обломаны и расколоты. По легенде, которой верили ещё последние обитатели дворца, в ночь на 11 марта 1801 года, пытаясь отбиваться от наседающих на него в спальне Михайловского замка, убийц, Павел хватался за стол руками, цеплялся за жизнь, а она уходила, крошилась в скрюченных пальцах... Так ли – нет ли, и сказанное всего лишь легенда, не особо важно уже… Лёна-лэна-бум-бум, лёна-лэна-бум-бум, лёна-лэна-бум-бум, лёна-лэна-бум-бум-лёна-лэна-бум-бум-бум-бум-бум-бум, бум-бум-бум-бум-бум-бум!
* Это копия, выполненная Кириллой Ив. Головачевским (1735-1823) со знаменитого портрета великого князя Петра Феодоровича работы Ф. Рокотова (в мундире генерала голштинских войск с лентою ордена святого Андрея Первозванного). Ныне: ГМЗ «Павловск» ЦХ-2153-III. Два портрета выполненных Рокотова в 1758 и после этого года находятся в собраниях ГТГ и ГРМ, помимо копии Головачевского, известны так же ещё несколько копий (в т. ч. в Эрмитаже и Третьяковской галерее).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]