В ЗАСТАВКЕ: Е. Е. Мейер, «Китайский дворец в Ораниенбауме», 1840-ые гг., бумага, акварель, 24, 2 х 34, 2 см.
"Император играет на скрипке - государство уходит из рук..."
Дворец на акварели одноэтажный, каким был до того, когда новые его владельцы, близкая романовская родня герцоги Мекленбург-Стрелицкие не надстроили центральный ризолит вторым этажом (по проектам Бонштедта и Штакеншнейдера, сер. 1850ых), сделав это, впрочем, очень деликатно и с тем, чтобы не жить в исторических интерьерах куда до революции так и не провели электричество с тем же мотивом: ничем не разрушить историческую постройку Антонио Ринальди, 1762-66 годов.
В годы минувшей войны дворцово-парковому ансамблю Ораниенбаума необычайно повезло: за несколько дней до прихода врага моряки из соседнего Кронштадта высадили десант и закрепились на побережье, сумев выдержать оборону от немцев все 900 дней блокады: сумев со своей стороны полностью захватить городок, в парковую зону немцы так и не вошли. Ломоносовский* десант закрепился и выжил, а высадившийся севернее в Петродворце, погиб полностью.
Поклонимся памяти этих людей, ценой своих жизней сохранивших для нас роскошное чудо Готфрида Шеделя, Ринальди и Фонтана: всему в жизни есть смысл и своя цена.
Материал этот словно бы не имеет никакого отношения к Афганистану, но не забудем и о том, что всего в полукилометре от Китайского дворца на местном кладбище спят вечным сном несколько не вернувшихся из Афганистана парней.
Немало их лежит и на кладбищах соседних городков и посёлков, протянувшихся цепочкой дворцово-парковых ансамблей чуть не до самого Петербурга - Петергофа, Стрельны, Ропши, Дудергофа... И о вас не забыли, пока есть кому помнить.
https://vkvideo.ru/video-230206146_456239709 А.М.ГОРОДНИЦКИЙ «ПЕТР III» Виктору Сосноре Шорох волн набегающих слышен
И далекое пенье трубы.
Над дворцовою острою крышей
Золочёные светят гербы.
Пол паркетный в покоях не скрипнет,
Бой часов раздаётся не вдруг.
Император играет на скрипке -
Государство уходит из рук.
Держит строй у ограды пехота,
Государева верная рать.
Надо срочно приказывать что-то,
Что-то можно ещё предпринять...
Спят в пруду золочёные рыбки,
Режут в кухне петрушку и лук.
Император играет на скрипке -
Государство уходит из рук.
Приближённые в страшной тревоге,
Приближается пьеса к концу:
Приближаясь по пыльной дороге,
Кавалерия скачет к дворцу.
В голос скрипки, тревожный и зыбкий,
Посторонний вплетается звук.
Император играет на скрипке -
Государство уходит из рук.
Блеском сабель и пламенем алым
Ненавистных пугая вельмож,
Он вернется огнём и металлом,
На себя самого не похож.
А пока, одинокий и хлипкий,
Завершая свой жизненный круг,
Император играет на скрипке -
Государство уходит из рук.
1994
____________________________
Я люблю маленькие и рокально-вычурные дворцы Ораниенбаума, разбросанные в глубине громадного парка, люблю и потеперь, даже порой по году и более не приезжая туда, а когда-то под их крышами и в аллеях их садов я впервые начал работать экскурсоводом.
* основанный под именем Ораниенбаума (от немецкаго названия Померанцевого дерева, ставшего стержнем городского герба) первый владелец, Александр Меншиков, впрочем называл его на свой лад: Ранинбаумом, городок в советские времена был переименован в память Михайлы Ломоносова, жившего с начала 1750ых годов в 18ти верстах отсюда деятельным помещиком в своём имении Усть-Рудица: плавил секло и смальту для "выделки из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов".
В кадре прошкинского фильма «Михайло Ломоносов» (1987, кажется), покойный
Борис Плотников (Пётр III) и эстонка
Катрин Кохв (Екатерина Алексеевна), обе роли весьма маленькие, почти проходные, но сыграны блестяще, а Катрин Кохв, на мой взгляд, лучшая из виденных мною молодых Екатерин.
А ещё
Александр Стариков, поразительно вписавшийся в роль Григория Николаевича Теплова, сыгравшего гнусную "ролю" в свержении и убийстве Третьего Петра.