В ЗАСТАВКЕ: Ворота Екатерининского парка Царского села (за плотиной инженер-подполковника Герарда), построены по желанию Александра I в память Отечественной Войны 1812 года и посвящены офицерам гвардейских полков, участвовавших в войне с Бонапартом и во взятии Парижа. Ворота исполнены по проекту Вас. Петровича Стасова, а ограда по рисунку арх. Адама Адамов. Менеласа в стиле ампир, заимствованном у побеждённой наполеоновской Франции.
«Новыя Трiумфальныя Ворота» выполнены в виде портика из восьми поставленных парами канеллированных* колонн дорического ордера, поддерживающих массивный антаблемент, как писал П. Свиньин: «всѣ части воротъ сихъ вылиты изъ чугуна и вѢсятъ вмѢстѢ 6289 пуд. 28 фунт. Съ одной стороны в портикѢ рука скромности изобразила слѢдующую надпись: "Любезнымъ моимъ сослуживцамъ", а с другой - "A Mes chers compagnons d'armes"**. Ворота сiи находятся при входѢ въ паркъ со стороны Павловска и ими оканчивается дорога, вновь проложенная Государемъ въ саду для прогулокъ его в линейкахъ и дрожкахъ***. Сей величественный обелискъ сооружёнъ съ необыкновенною скоростью, похожей на очарованiе. Повеленiе о начатiи производства онаго дано было 12 маiа, а 17 августа Его Величество осматривалъ его оконченными снаружи».
Колонны высотой более 5 метров отливались в Петрозаводске на чугунолитейном заводе и водой доставлялись в столицу. Антаблемент и свод с аттиком выполнили – в Петербурге. Стотонную с лишком композицию собрали всего за 92 дня. Лаконичность композиции, спокойный и даже суровый рисунок архитектурных деталей, не перегруженных скульптурной воинской арматурой (явление нередкое для триумфальных ворот Нового Времени), прекрасно передаёт не только атмосферу военной годины, не отошедшей ещё далеко в историю, но и дух истинно мужского подарка отца-командира своим офицерам, подчинённым и товарищам, как убитым в военном походе, так и вернувшимся домой.
Десять лет спустя Адам Менелас добавил к воротам чугунную решётку украшенную щитами с маскаронами медуз, шестигранными щитами со львиными мордами, топорами, римскими мечами и копьевидными прутьями, поставленную на невысоком гранитном цоколе и образующих небольшую полуциркульную площадь напротив стоящего через Павловское шоссе Владимирского дворца. Формы-модели для отливки вырезал из липы дворцовый резчик Карл Шейбе, много работавший по дворцовым заказам, выполняя, к примеру, мебельные гарнитуры по рисунку Андрея Воронихина для Павловского дворца.
* каннелюр (от фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны , такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких.
*** если о том, что представляют собой дрожки, у наших современников имеется представление, то, что такое линейки, считаю нужным, пояснить. Вообразите себе скамейку, поставленную на колёса и запряжённую лошадью или даже двумя. В такой повозке, дамы и кавалеры в XVIII-XIX веках, сидя спиной друг к другу, катались по паркам Царского Села. Линейки вышли из употребления как раз в Александрово царствование.
Николай ОЦУП
Мне детство приснилось ленивым счастливцем,
Сторожем сада Екатеринина,
Ворота «Любезным моим сослуживцам»,
Поломан паром, и скамейка починена.
Пройдёт не спеша по скрипучему снегу
В тяжелой овчине с заплатами козьими,
А время медлительно тащит телегу,
И блещет луна золотыми полозьями.
Я сам бы на розвальнях в небо поехал,
А ну-ка заложим каурого мерина...
Ворота открыл, из пахучего меха
Посыпались звезды... Дорога потеряна.
В пустой океан на оторванной льдине
Блаженно, смертельно и медленно едется,
Ни крыши, ни дыма в зияющей сини...
Эй шуба, левее... Большая Медведица...
Куда мои сани девались и льдина,
Разрезала воздух алмазная палица,
Хватаю себя — рукавицы, овчина
И лёд под ногами... А если провалится?
<1921>
Стихотворение включено в первый сборник поэта «Град: Первая книга стихов», Пб.: из-во Цеха поэтов, 1921.
Николай Авдеевич ОЦУП [23. 10. 1894, Царское Село — 28. 12. 1958, Париж], поэт, переводчик (Байрон, Саути, Малларме), редактор-издатель. С сентября 1922 жил за границей (Берлин-Париж), издавал журнал «Числа» (1930-34, 10 номеров). В 1941-42 в итальянском и немецком концлагерях, два побега, после второго — с 1943 года в рядах итальянских партизан. Доктор литературы (1948, тема диссертации — жизнь и творчество Н. Гумилёва). Поэтами были и двое из пяти его братьев: Георгий (Раевский, 1897—1963) и Александр (Сергей Горный, 1886 или 1889—1948).