Костёл св. Стефаниды Дамасской в парке имения светлейших князей Сайн-Витгенштейн-Людвигсбург "Дружноселье", Гатчинский р-он, Ленинградской обл. архит. А. П. Брюллов, 1834/ песня Ю. Визбора "КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ", 1970
В ЗАСТАВКЕ: костёл св. Стефаниды Дамасской в парке имения светлейших князей Сайн-Витгенштейн-Людвигсбург "Дружноселье", Гатчинский р-он, Ленинградской обл.; архит. А. П. Брюллов, 1834.
Дай мне Бог держаться цепко, подари мне сквозь пургу католическую церковь на высоком берегу...
Юр. Иос. ВИЗБОР
"КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ" (Алле Демидовой)
Вот прекрасная оценка Наших бедствий на бегу: Католическая церковь На высоком берегу.
Что-то светлое так манит Через тёмное окно, Католическая пани, Словно белое вино.
Католичка не простая, А загадочная сплошь, Назидательно листает Католическую ложь.
- О, мой друг, я понимаю, Ваше чувство не ново, Я внимательно внимаю, Но не более того.
А потом в траве пожухлой Мы лежали у сосны, Было тихо, было жутко От такой голубизны.
И с тех пор одна зацепка: Разыскать я не могу Католическую церковь На высоком берегу.
Что ни баба - то промашка, Что ни камень - то скала, Видно чёрная монашка Мне дорогу перешла*.
Дай мне бог держаться цепко, Подари мне сквозь пургу Католическую церковь На высоком берегу.
А. D. 1970**
ТЕКСТ по Визбор Ю.И. Сочинения. В 2-х томах. Том 1: Стихотворения и песни /Сост. Р.Шипов, худож. В.Крючков - М.: Локид, 1999. - 559 с.; ил. («Голоса. Век XX»).
* широко распространённая в народной среде на Руси примета: "если черный поп, или монах, или монашка перейдут дорогу, - к худу". Суеверие это нещадно преследовалось, нередко за следование ему били батогами и сажали на цепь.
** По воспоминаниям Аллы Демидовой текст посвящённой ей песни написан Визбором во время съёмок к/ф Л. Шепитько «Ты и я» летом 1970 года.
Юрий Иосифович (Юзефович) ВИЗБОР [20.06. 1934 — 17.09. 1984], литератор, журналист, прозаик, киносценарист, документалист, драматург, поэт, художник, киноактёр, автор-исполнитель песен. Один из основоположников жанра авторской песни. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.
Алла Сергеевна ДЕМИДОВА [29.09. 1936, Москва], актриса театра (Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1964-92 и 1999) и кино, мастер художественного слова (чтец), театральный педагог, мемуарист. Предки Демидовой (из семейства уральских промышленников) владели находящимся неподалёку от Дружноселья имением в Тайцах.
Александр Павлович БРЮЛЛОВ [29.11. 1798, Санкт-Петербург — 21.01. 1877, там же], художник, архитектор, декоратор, педагог. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств (с 1842 - первой степени, с 1854 - заслуженный), архитектор Его Величества, член-корреспондент Французского института, действительный член Королевского института архитекторов в Англии, Академии художеств в Милане и ИАХ в Петербурге. Тело погребено на городском кладбище в Павловске. Старший брат Карла Брюллова.
«Вот прекрасная оценка наших бедствий на бегу...» (Несколько слов о церкви св. Стефаниды Дамасской)
Храм, фото которого помещено мною в заставку темы, является распространённым типом построек семейных мавзолеев германских владетельных семейств, нередко устраиваемых на природе - в укромных, отдалённых уголках фамильных парков. В нашем случае здание усыпальницы имело ещё и функции римско-католической церкви, увы, по понятным причинам ныне давно заброшенной.
Церковь Св. великомученницы Стефаниды поставлена на окраине парка на возвышении, на берегу пруда, так что большую часть года она эффектно отражается в его воде. В старину, когда парк носил более регулярный характер, а мавзолеем поддерживался уход, постройка, несомненно, оставляла ещё более сильное впечатление, но и теперь это вполне городского размера здание, неожиданно встреченное в полуразрушенном комплексе громадной усадьбы, оставляет. особенно при первом знакомстве, самое сильное впечатление.
К сожалению, специальная литература о Дружносельской церкви невелика и до настоящего времени недоступна в рунете, поэтому я позволю себе более подробно описать её для посетителей нашего сайта.
Церковь выстроена ротондой, заставляющей вспомнить раннехристианские итальянские мавзолейные храмы: глухой цилиндрический объём постройки дополнен коринфского ордера портиком и двумя нишами (скульптура в них по всей видимости никогда не устанавливалась), ориентированными по сторонам света, образовывая в плане вписанный в объём храма крест. Массивный барабан, обработанный по окружности слабопрофилированными пилястрами коринфского же ордера, несёт пологий, невысокий купол, увенчанный фонариком с ныне утраченным маленьким куполком и венчавшим его когда-то крестом.
Над портиками и нишами барабан прорезан световыми окнами, сгруппированными по три на каждую сторону света.
Портик храма фланкирован двумя монолитными колоннами из краснаго финскаго гранита рапакиви из каменоломен в Питерлаксе, где выходят на поверхность скалы цвета заветрившегося мяса, тронутые, как тлением, серебристо-зелёными пятнами лишайников, цветовая гамма этих скал определила его финское название: "гнилой камень". Между прочим, кажущийся чрезвычайно прочным, рапакиви уступает по твёрдости серому граниту, он легко крошится и выветривается. Но смотрится, конечно, много эффектнее на фоне жёлтовато-красноватых плит пудостского камня, которыми отделаны стены постройки.
Кирпичная кладка стен отделана пудостской плитой (известняком, который ломали в карьерах под Гатчиной), цоколь - плитами сераго карельскаго гранита.
Пудостский камень (известковый туф) имеет уникальное свойство, которое неоднократно использовали мастера классической эпохи русской архитектуры - в зависимости от времени суток, под лучами солнца или луны он способен менять оттенки своего обычного для глаза желтовато-серого цвета - на красновато-серебристые, багровые или даже слегка зеленоватые тона. Кроме того, этот исключительно мягкий материал режется даже лезвием перочиннаго ножа, камень способен удерживать температуру воздуха, а вырубленный из земли со временем приобретает исключительную прочность. Поэтому пудосскую плиту нередко использовали для отделки стен подземных ледников и винных подвалов. Понятно также, что этот пористый, морозостойкий материал, прекрасно подходит для декоративной резьбы.
Внутри церкви ныне полное запустение и запах затхлости (двери его теперь и вовсе зашиты листами жести). Когда я в конце 1970-ых пробрался внутрь, то видел сложенные штабелями какие-то гнилые деревянные доски и балки, ржавые цинковые вёдра с засохшей масляной краской, под ногами хрустела обсыпавшаяся сверху штукатурка и фрагменты лепки.
Внутренний объём ротонды по классическому латинскому типу украшен полуциркульными кессонированными нишами, которые фланкированы коринфскими колоннами, поддерживающими арки, между дугами которых помещены барельефы с изображением ангелов (кажется, коленопреклонённых и держащих в руках факелы, но за давностью лет не могу поручиться за точность зрительной памяти).
В заалтарной части (от неё сохранились лишь ступеньки широкой лестницы) Брюлловым предполагалось устройство скрытой колокольни, был ли проект воплощён в жизнь - мне неизвестно.
Скупость оформления фасада хорошо соотносится с фактурой известняка и, может быть, этот решение навеяно автору приёмами отделки внешних стен Гатчинского дворца, применёнными в предыдущем веке Ринальди и Бренной. В любом случае, лапидарность в деталях, использование классического ордера (не характерного для культовых построек Александра Павловича) следует признать удачным решением.
Найденное Брюлловым соотношение общих объёмов, пропорций деталей и элементов отделки, например, многочисленных пилястр барабана, смягчают суровость фасада, придаёт ему даже оттенок некоторой домашней интимности, подчёркивая таким образом одно из функциональных предназначений здания.
Крипта со сводчатым потолком, в которой были устроена усыпальница Людвигсбургской ветви рода Витгентшейнов разорена ещё в 1920-ые, туда я не спускался.
По обеим сторонам храма по проекту А. Брюллова были построены два павилиона, так же как и костёл отделанные пудостской плитой, углы павилионов выделены горизонтальным рустом, в шипце двухскатной крыши и по углам постройки украшены резными акротериями с мотивами аканта.
В эти две постройки сыном фельдмаршала Львом Петровичем (Ludwig Adolf Friedrich) из украинского имения отца - Каменки была перенесена коллекция созданного им домашнего музея реликвий Отечественной войны 1812. Ныне постройки безхозны как и церковь и всякий смысл их утрачен: в декабре 1917 года экспонаты собрания, в том числе мундиры и орденские ленты были растащены, знамёна изорваны или сожжены. Выброшены в парк многочисленные документы, письма, рескрипты и проч. бумаги, распотрашили чучело княжескаго коня, на котором он принимал парады в Тудьчине - в одном из благочестивых домов в округе конскую сбрую показывали любопытсвующим ещё в середине 1960-ых годов. Очень жалею, что сбруя так и не попала в краеведческий музей, созданный подвижниками в недалёком от Дружноселья набоковском Рождествено.
Мне доводилось слышать, что в начале 20-ых годов в церкви временами служились обедни, но скорее всего, она открывалась по просьбе верующих при приезде священника. Тогда католиков в окрестностях Дружноселья проживало немало.
В соседней Сиверской имелся с 1919 года небольшой приходской храм св. Петра, приписанный к гатчинскому костёлу Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, настоятелем в нём в том году числился о. Владислав Чегис (31 год, литовец, из крестьян, сохранились его фото: короткая причёска, чуть насмешливая улыбка при умном взгляде из дужек аккуратного маленького пенсне без снурка).
Какой, однако, сюжет для антиреллигиозной и антипапской пропаганды: при обыске в 1918 в петроградской квартире Владислава Антоновича был обнаружен револьвер и 60 рублей серебром. И хотя его намеревались посадить на полтора года, тогда ксёндз был лишь оштрафован. Не то случилось с ним в 1931, когда арестовывался он уже за антисоветскую агитацию, хранение контр-революционной литературы, организацию католических собраний и обществ: коллегией ОГПУ Чегис был приговорён к 10 годам концлагерей и отправлен для отбытия наказания в Красновишерск, через год по обмену выслан в Литву, где до 1939 года служил в приходе Мешкутян. Дальнейшая его судьба мне неизвестна. В июле 1932 церковь в Сиверской была окончательно закрыта.
Материал о насельниках церковной крипты будет добавлен позднее.
В оформлении материала использованы фотографии пользователя babs71 ресурса ЖЖ.