Ю. Борисов, ЖЕСТОКIЙ РОМАНСЪ, («Она была дѣвочка Надя»), Т. К. Афонина, «Старый Тучков мост», коллаж с текстом заметки из газеты СПб. Ведомости: «Месть Шофера. Вчера, ночью, у Зоологическаго сада моторомъ Россiйскаго Моторнаго о-ва былъ убитъ городовой Анисьевъ. Шоферъ мотора Плотниковъ, будучи въ нетрезвомъ видѣ, наѣхалъ на городового умышленно, изъ мѣсти за то, что тотъ записалъ его номеръ».
В ЗАСТАВКЕ: Т. К. Афонина, «Старый Тучков мост» («Afonina Taisia, Old Tuchkov bridge»), 1959, х. м. Изображён вид на Васильевский остров с Петроградской (Петербургской) стороны. Смутно угадываются очертания купола и колокольня ц-ви Св. Екатерины Александрийской, архитектора А. А. Михайлова-второго (1828). В коллаж включён текст заметки из газеты СПб. Ведомости: «Месть Шофера. Вчера, ночью, у Зоологическаго сада моторомъ Россiйскаго Моторнаго о-ва былъ убитъ городовой Анисьевъ. Шоферъ мотора Плотниковъ, будучи въ нетрезвомъ видѣ, наѣхалъ на городового умышленно, изъ мѣсти за то, что тотъ записалъ его номеръ».
* * *
Моему другу, создателю сайта 181 МСП и краеведческого сайта о Н. Новгороде, gorodnn.ucoz.ru, С. Е. Тулупову.
“Благонамеренная сатира споспешествует усовершению нравственности, представляя пороки и странности в их настоящем виде и указывая в своем волшебном зеркале, чего должно избегать и чему следовать”, Фаддей Венедиктович Булгарин, 1829.
* * *
ЖЕСТОКIЙ РОМАНСЪ («Она была дѣвочка Надя», слова и мелодия Юрия Борисова)
ЮРИЙ БОРИСОВ - АЛЕКСАНДР ПОЖАРОВ
ЮРИЙ БОРИСОВ - ГАЛИНА РОМАНОВА и ГРУППА «ПЕРВОМАЙКА»
Она была девочка Надя, А он был путеец-студент, И часто, на Наденьку глядя, Он ей говорил комплимент:
— Ах, какие у Вас локоточки! Ах, какой у Вас пламенный стан! С фуражки своей молоточки За Ваш поцелуй я отдам.
И часто в Елагином парке* Бродили они, как в раю. Он Наденьке делал подарки, Не глядя на бедность свою.
Но Наде большую тревогу Внушал его скорый отъезд — Железную ставить дорогу Он ехал в Уржумский уезд**.
В далёком трактире Симбирском С подрядчиком он закутил, Под звоны гитары забылся, С цыганкой любовь закрутил.
Летели, шурша, сторублёвки, Как рой легкомысленных пчёл, Но как-то под вечер в «Биржовкѣ»*** «Отдѣлъ происшествiй» прочёл:
«Вчера Полякова Надежда Спрыгнула съ Тучкова моста**** — Ея голубая одежда Осталась на вѣткахъ куста».
И с криком рванулся путеец И ровно четыре часа В трактире рыдал, как младенец, И рвал на себе волоса.
И бросился в волжские волны Путеец и бывший студент, И были отчаянья полны Слова его в это момент:
— Ах, какие у Вас локоточки! Ах, какой у Вас пламенный стан! С фуражки своей молоточки За Ваш поцелуй я отдам.
<ок. 1969-1971>
В сети Интернет в настоящее время можно встретить несколько вариантов исполнения этой песни (Арк. Северный, Вал. Эргардт, Домино-квартет, А. Маслов, Серг. Мазуренко, Лариса Брохман, Галина Романова, последнее исполнение просто великолепно!).
Я выбрал наиболее, на мой взгляд, близкий к авторскому - вариант А. Пожарова и лучший из известных мне женских партий - вариант Галины Романовой.
Таисия Кирилл. АФОНИНА [30. 04/13. 05. 1913, Николаев — 19. 04. 1994, СПб], живописец, график, член ЛО СХ РСФСР/Санкт-Петербургского Союза художников (1947). Работала в технике масляной живописи и акварели: писала пейзажи, городские ландшафты, портреты, натюрморты. Произведения А. находятся в музеях СПб, Костромы, Луганска, Краснодона, Старой Ладоги, в Музее современного искусства в Париже, в частных собраниях в России, США, Франции, Германии и др. стран.
Александр Анатольевич ПОЖАРОВ [12.12.1950, Москва], актёр театра и кино, народный артист России (2006). Актёр театра «Эрмитаж», принимает участие в озвучивании кино и игр.
Галина РОМАНОВА (сцен. псевд. Лёля Белая) [], музыкант и певица. Музыкальную карьеру начинала в ресторанах Москвы, работала бэк-вокалисткой в составе аккомпанирующей группы О. Газманова «Эскадрон» (начало 90-х), с 1995 выступала сольно и в составе муз. коллективов. С 2002 года живет в Германии (Франкфурт на Майне), занимается преподаванием вокала и сценического мастерства онлайн.
* Елагин остров, парк на нём и великлепный классический дворец в парке - до 1917 года одна из двух столичных резиденций вдовствующей императрицы Марии фёдоровны, матери Николая II. В сов. время - Центральный Парк отдыха культуры и трудящихся (ЦПКиО им. Кирова).
** ехал в Уржумский уезд, а приехал в Симбирск? Где Уржум, а где Симбирск? Ниже в тексте, совсем не по учебнику географии, "волжские волны". Критики много пеняли Борисову за не соблюдение им аптекарской точности в деталях. Он в ответ только рукой махал. Критики уточняли, что для того, чтобы утопиться в Волге, путейцу надо было добраться хотя бы до Казани, так как по Уржумскому уезду протекает Вятка. Борисов не обращал на эти слова никакого внимания. Критики, стремясь к реализму, старательно переправляли "волжские" на "вятские" и даже "обские", а трактир переносили далёко на Восток и превращали его в "сибирский" (в Рунете и такое можно нагуглить).
А по мне так лучше авторский вариант. Это более по русски, это даже вполне по нашему, по послереформенному. А ещё в некоторых вариантах пишут и поют: "Но в Надю большую тревогу вселял его быстрый отъезд...". А вот это уже и не по нашему, и тем более - не по русски. Борисов бы напился.
Уржум – уездный город в Вятской губернии, 160 км от ж/д станции Вятские Поляны на линии Казань - Агрыз. Вятка - современный Киров.
*** «Биржовка» («Биржевыя Вѣдомости»), ежедневная политико-экономическая и литературная газета; издавалась в Петербурге в 1861—1879 годах и в 1880—1917 годах (контора редакции с 1860-ых гг. располадагалась: Конногвардейск. бульв., д. Стунеевой, д. № 11; типография: СПб. Галерная ул. д. № 40). С 1893 выходило 2 издания «Биржевых ведомостей»: для Петербурга и удешевлённое — для провинции. Вместе с другими «буржуазными газетами закрыта большевиками в октябре 1917 года за «антисоветскую пропаганду».
Гарнитура оформления заставки выполнена мною из шрифта «СПБ. Ведомостей», это обстоятельство, скажу вам, не мелочь: газетный шрифт - дело очень значимое для тех, кто разбирается. Вспомните фразу Ш. Холмса, сказанную им доктору Мортимору (Собака Баскервилей): «У меня тоже есть свой конёк. Дело в том, что боргес на шпонах, которым набираются передовицы «Таймс», для меня так же отличается от слепого шрифта дешёвых вечерних листков, как для вас череп негра от черепа эскимоса... Шрифт «Таймс» ни с чем невозможно спутать.». Набор извещения про Полякову, буква за буквой, составлен мною из набора «Биржевых Ведомостей».
старый (деревянный) Тучков мост в Петрограде, 1922
*** мост через Малую Невку, перекинутый между двумя крупнейшими островами в дельте Невы: Васильевским (10 кв. км.) и Петроградской стороной (9. кв. км.). Название моста обычно связывают с фамилией купца Авраамия Тучкова выстроившего с компаньёнами в 1757 году первый деревянный плашкоутно-свайный деревянный мост длинной 900 метров (самый длинный в XVIII веке петербургский мост). Впоследствии он многократно перестраивался. В 1839 году Тучков стал первым мостом в России, на котором было уложено асфальтовое покрытие. В 1870 он сгорел от непотушенной, небрежно брошенной горящей папиросы. Нынешний трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине был выстроен в 1962-65 годах.
Всё, что судьбою назначено, бережно выстрадал ты...
Ю. Борисов (фото из военного билета, 1968)
Юрий Аркадьевич БОРИСОВ [04.11.1944, Уссурийск — 18.07.1990, Ленинград], автор и исполнитель песен и романсов т.н. «белогвардейского» жанра, гитарист, токарь-револьверщик, столяр, мастер музыкальных инструментов, парикмахер.
Две песни Борисова прозвучали прижизнено: «Напишу через час после схватки», в к./ф. Таинственный монах (1967, А. Белявский, музыка ошибочно приписывается Н. Богословскому), «Закатилася зорька за лес» - в к./ф. Личной безопасности не гарантирую (1980, Ленфильм, В. Агафонов, фрагмент).
Снова деньги, пьянка, шутки, карты и скандал. У какой-то проститутки нынче ночевал.
Эх, ты, пьяное раздолье: пей да веселись. У меня собачья доля и пустая жизнь.
Я сегодня всем довольный — денежный простор. Завтра лягу спать голодный под чужой забор.
Непогоду матом кроя и всплакнув тайком, я накроюсь с головою рваным пиджаком.
Что вчера была моею, проплывет, как дым, той же самою аллеей под руку с другим.
Все друзья меня забудут — дружба иссякла, и никто меня не спросит про мои дела.
А пока гуляю рьяно, денег не щадя, томным блеском ресторана радую себя.
Упиваюсь жгучей страстью, ласку губ краду... Завтра друга по несчастью я себе найду.
Мне приснятся денег груды, мрачные гробы... Завтра выброшен я буду за овин судьбы.
<не позд. 1975>
Певец Валерий Кругликов вспоминал: «В быту Борисов был не груб, но как-то неудобен. Всегда или почти всегда он вызывал у меня конфликтное состояние. Его неустроенность вызывала у меня желание избавиться от беспокойства, какая-то опасность благополучию исходила от него. А я всегда стремился к упорядоченности, к благополучию. Я не могу спокойно чувствовать себя, не имея постоянного заработка. Каким же мужеством надо обладать, чтобы всю жизнь жить так! Только однажды подравшись с Борисовым, от страха отлупив его, я понял, каким безобидным, каким беззащитным и слабым был этот человек. (Нуждаясь в помощи, в ответ он получал от меня, в частности, поучения вместо помощи.) И это при какой-то внутренней духовной силе, невероятной добродетельной силе, при его умной и чистой мощи - такая вдруг беспомощность, бытовая неприспособленность, неумение жить...» (цитата из статьи Евг. «Туинова Дантесы не промахиваются»).
Скончался от туберкулёза в больнице на Поклонной горе в Ленинграде. Тело кремировано, урна с прахом — на семейном участке Борисовых на Серафимовском кладбище.
Сестра: Ольга Борисова-Голубева. Жены: Валентина Ив. (разведены до 1968), (вторая) Любовь Курилкина (ум. 1991?), сын: Илья. Племянник: гв. еврейтор ВДВ Евг. Викт. Борисов, (23. XI. 1963, Ленинград — 23. III. 1985, Кабул), 350 ПДП, 103 ПДД, писарь штаба пар.-дес. батальона, погиб в Афганистане. Тело погребно на семейном участке рядом с могилами прабабушки, бабушки, дяди и др. родных.
Немногие любительские фонограммы песен Б. в исполнении самого автора и его многолетнего друга Валерия Агафонова (ум. 1984) вышли в эпоху горбачизма на пластинке "Белая песня", фирма "Мелодия", 1989.
О нём: Евг. Туинов. Дантесы не промахиваются//Юридическая газета, № 27-28, 1992; Евг. Туинов, «Пласт-на-Крови», «Невский Проспект», № 2 (10) 1992, стр. 16; с приложением текстов трёх песен «Перед боем», «Белая песня» ( Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили), «Справа маузер, слева эфес», подготовленных Валер. Кругликовым и Галиной Шкатовой, фото Ю. Б. работы Серг. Иванова.
О Евгении Викторовиче Борисове см. ПОСТ 15 в «Питерском Поминальнике».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]