«Там синие просторы спокойной Сан-реки, там строгие костёлы остры и высоки. Лежат в земле зелёной покрытые травой, Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Памяти Андрея Эшпая
«Там синие просторы спокойной Сан-реки, там строгие костёлы остры и высоки. Лежат в земле зелёной покрытые травой, Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой».
Памяти Андрея Як. Эшпая (1925—2015)
В ЗАСТАВКЕ: Костёл Посещения Девы Марии Елизаветой (Kościół parafialny Nawiedzenia NMP w Lesku, XV-XVI вв., перестроен в XVIII в.) в Леско на реке Сан, Польская Республика, Подкарпатское воеводство, Лесковский повят. С ноября 1939 по март 1945 городок входил в состав УССР. Он и ныне не велик: в нём проживают менее 6 тыс. жителей. Фото: San in Lesko, пользователь Википедии публикующийся под ником Silar, окт. 2007.
Есть у Евгения ВИНОКУРОВА стихотворение, ставшее известной песней:
«Там синие просторы...» [первая редакция]
Там синие просторы Спокойной Сан-реки*, Там строгие костёлы Остры и высоки.
Лежат в земле зелёной Покрытые травой, Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят.
Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе Без них идёт кино. Девчонки, их подруги, Все замужем давно.
Сияет свод бездонный, И ночь шумит листвой Над тихой Малой Бронной, Над шумной Моховой.
...Где цоколь из фанеры Привал на пять минут. По-польски пионеры О подвигах поют**.
1951/не позд. весны 1953
* Сан, река, протекающая по территории Польши и Украины, правый приток Вислы. Длина реки — 444 км. В соответствии с Секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом (известному как «Пакт Молотова-Риббентропа»), по рекам Сан, Нарев и Висла проходила граница сфер интересов Третьего Рейха и СССР в Польше. С сентября 1939 года Сан является пограничной рекой между СССР и Германией (с 1946 г. и в настоящее время — между Украиной и Польшей только на небольшом участке у истока реки) [текст ВИКИПЕДИИ].
** В конце июля 1944 года при форсировании реки Сан в ходе операции по завоеванию Сандомирского плацдарма, на её берегах произошли короткие и кровопролитные бои. 25 июля река сразу в нескольких местах была форсирована советскими соединениями 1-го Украинского фронта, дальнейшее наступление позволило к середине августа замкнуть кольцо вокруг Сандомирской группировки немецких войск, к 18 авг. сопротивление гитлеровцев было окончательно сломлено.
Спустя короткое время после публикации «Там синие просторы...» Винокуров вернулся к нему, переработав и сократив текст. В работе Винокуров шёл от частного - к общему, от символа - к смыслу, безжалостно убирая пионеров, костёлы и обелиски, сглаживая географическую карту и обращаясь, подобно своим предшественникам по великой русской литературе, к небу над головой, бездне полной звёзд. В 1955 году стихотворение было вновь опубликовано. Тогда же оно получило своё название, ставшее знаменитым:
«Москвичи» [вторая редакция]
В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят.
Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе Без них идет кино. Девчонки, их подруги, Все замужем давно.
Пылает свод бездонный, И ночь шумит листвой Над тихой Малой Бронной, Над тихой Моховой.
1953
Опубликовано в журнале «Новый мир» № 9/1955. Неоднократно включалось в поэтические антологии: «Стихи 1955 года» (1956), «Великая Отечественная» (1970), «Советская поэзия» (1977), «Стихи о Великой Отечественной» (1985), «Идёт война народная…» (2001), «Этот день мы приближали как могли…» (2010) и др., в авторские сборники: "Избранные произведения" (в 2-х тт. 1976), собрание сочинений Винокурова в 3-х тт. (т. 1. 1982) и т. д.
В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире Который год подряд Одни в пустой квартире Их матери не спят.
Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе Без них идет кино. Девчонки, их подруги, Все замужем давно.
Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой.
1955
* Сикорскому принадлежит последний куплет в песне. Приведу тут версию Конст. ВАНШЕНКИНА о том, как по настоянию Бернеса "легко и просто" было улучшено великое стихотворение Винокурова: «И сколько ни объяснял Марк [М. Н. Беренс - baktria], что эта концовка [«Пылает свод бездонный, И ночь шумит листвой»] годится для стихов, но не для песни, что в завершении песни обязательно должна быть какая-то изюминка, что-то более определенное, поворот, удар, Женя не соглашался больше ничего менять, стоял на своем, убежденный не только в собственной правде, но и в благополучном исходе. Он говорил мне, весьма самоуверенно: — Будет петь так, никуда не денется!..
Нет, он не знал Бернеса. В общем, дело застопорилось. А ведь Женьке очень хотелось, чтобы у него была песня, и ее пел Бернес. Но он ничего не мог ни с собой, ни с текстом поделать.
Выручил верный друг, поэт Вадим Сикорский. Он сочинил за Винокурова — легко и просто:
Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой.
Бернес тут же одобрил: — То, что нужно!.. И лишь теперь попросил Андрея Эшпая написать музыку**. “Но помнит мир спасенный” — эта строка каждое 9 Мая бросалась в глаза миллионам людей со страниц газет и с уличных транспарантов».
Винокуров этот плакатно-пафосный куплет для "уличных транспарантов", вымученный Бернесом и Сикорским, так и не принял. Во всех авторских прижизненных переизданиях «Москвичи» печатались в редакции 1953 года.
** по версии А. Эшпая, история с написанием музыки и текста песни развивалась в несколько иной последовательности. Следует так же отметить то, что и для композитора и для Евг. Винокурова бои на Висле и Сан-реке были частью их военных биографий...
Евгений Михайлович ВИНОКУРОВ [22. 10. 1925, Брянск — 23. 01. 1993, Москва или Брянск (?)], литератор, переводчик, участник ВОВ. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище (окт. 1943), командир артиллерийского взвода, воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в городке Обер-Глогау (Силезия); после войны из-за болезни легких был демобилизован. Литературный институт им. Горького (1951). Зав. отделом поэзии журнала «Новый мир» (1971-1987). Лауреат Государственной премии СССР (1987). Тело кремировано в крематории Донского кладбища и прах погребён в колумбарной стене Новодевичьего кладбища в Москве в ячейке родителей: М. Н. Перегудова и Е. М. Винокуровой, секция 131. Дочь: Ирина Евгеньевна Винкурова, критик, литературовед, доктор философии; с 1991 живёт в США.
Вадим Витальевич СИКОРСКИЙ [19. 03. 1922, Москва — 12. 07. 2012, там же], литератор, переводчик. Литературный институт им. М. Горького (1948). Заведовал отделом поэзии в журнале «Новый мир».
Андрей Яковлевич ЭШПАЙ [15. 05. 1925, Козьмодемьянск — 8. 11. 2015. Москва], композитор, пианист, педагог, профессор Моск. консерватории. Член Союза композиторов СССР с 1952 года. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976).
Участник ВОВ: "Фронт начался для меня с Вислы, откуда я с боями в составе сто сорок шестой стрелковой дивизии дошел до Берлина; моя мать долго ждала старшего брата, пропавшего без вести в первые дни войны, и жили мы на Бронной — правда, Большой, да и имена другие, но самая суть та же…".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]