В ЗАСТАВКЕ: Э. Дейтель, «Казаки Атаманского полка» (фрагмент картины), 1889, Царское Село, Александровский дворец
*, знак Лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка.
Лейб-Гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, сформирован в составе Войска Донского в 1775 году; с 1859 гвардейский, с 1878 носил вышеприведённое название; участвовал в русско-турецких войнах 1787—1791, 1806—1812, 1828—1829, 1877—1878, войне 1806—1807, войне 1812 (вт. ч. при Бородине), в подавлении польских мятежей в 1830—1831, 1863—1864, в Первой мировой войне.
Казаки полка были обмундированы в тёмно-синие полукафтаны и шаровары. Лампасы на шароварах, лопасть на чёрной шапке, выпушка на воротнике и обшлагах, а также на погонах и чепраках — светло-синие. Приборный металл — белый. Табельное вооружение составляли сабли, карабины, пистолеты и пики с красными древками.
Последним шефом л-гв. Атаманскаго полка (со дня рождения 30. 07. 1904)
был последний Цесаревич Российской империи Алексей Николаевич.
* * *
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР Ой, то не вечер, да не вечер.
Мне малым-мало спалось.
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне во сне вчера привиделось
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Ой, разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Ой, разрезвился подо мной.
Эх, налетели ветры злые,
Да с восточной стороны,
И сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать.
Ой, пропадёт он говорил мне
Твоя буйна голова.
Ой, пропадет он говорил
Ой, твоя буйна голова.
Ой, то не вечер, да не вечер.
Мне малым-мало спалось.
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
* любимая резиденция последнего российского императора Николая II, родившегося под этой крышей 6 мая 1868 года а с 1895 сделавшего дворец постоянной резиденцией. В марте—июне 1917 года Николай Александрович с семьёй и слугами, не пожелавшими покинуть своего господина, содержался в Александровском дворце под арестом, отсюда увезён был в Тобольск, а оттуда позднее — в Екатеринбург.
Дворец построен в 1792—96 годах
Джакомо Кваренги по велению
Екатерины Вторыя для любимого Ея внука - "господина Александра", будущего Александра I-го. В стенах этого дома прошла жизнь нескольких поколений Романовых. Когда отец Николая — Александр III был ещё наследником престола, он сделал Александровский дворец местом своего постоянного пребывания в Царском в летние месяцы, где вместе с супругой и семьёй он имел возможность жить запросто, вне одуряющего придворного этикета.
Картина Дейтеля до Великой Отечественной висела в Угловой гостиной жены Николая II Александры Фёдоровны.
Эдуар Дейтель (Édouard Detaille, 1848-1912), мало у нас известный французский художник-баталист и иллюстратор, работавший в академической манере (его имя изредка встречается в каталогах франц. библиотек и международных аукционов) - пользовался расположением Александра III и и в ещё большей степени симпатией последнего нашего Государя: "Возвращение казаков" не единственная его работа, украшавшая до революции стены Александровского дворца. В комнатах Николая висели несколько акварелей художника. А в Париже им выполнено несколько фресковых росписей, иллюстрирующих события франко-прусской войны 1870-71 годов, закончившейся закатом Второй Империи.
На нашей картине скорее всего изображена сцена возвращения казаков-атаманцев с учений или смотра в Красном Селе.
Для тех, кого заинтересует манера художника: одна из характерных работ Detaille,
Le Rêve-Мечта (1888)
Коллаж из двух снимков Угловой гостиной, сделанных с разных ракурсов (снимки из собрания Библиотеки Йельского университета).
ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ФОТО