ДВЕ ЗМЕИ (IKKI ILON)
В ЗАСТАВКЕ: Амулет (?) в виде двух сплетённых змей, хлорит-хризотил (волокнистый минерал группы серпентинов*), эпоха бронзы, III (?) - II тыс. до н. э. (атрибутац.: М.Э. Воронец, 1956). Тошкент, Государственного музея истории Узбекистана при Академии наук страны/O'zbekiston tarixi Davlat muzeyi.
Один из самых загадочных артефактов исторического прошлого земли нынешнего Узбекистана. Сдвоенные фигуры богов или животных (в т.ч. и змей) - распространённый сюжет древнейших дуалистических культов Евразии. Иногда на памятниках между ними помещали фигуру человека, например, змееборца, часто обходились без него.
Змея нередко играет в мифах роль охранительницы (домв, очага, места поклонения), но чаще - она воспринималась как существо хтоническое, как олицетворение тёмных сил природы, подземного царства мёртвых, предшественницей и носительницей гибели.
Для чего предназначался этот массивный и довольно тяжёлый каменный предмет подковообразной формы, где он сработан - в Ферганской долине, где всего в 25 км к северо-востоку от места находки "талисмана" существует месторождение хлорита или привезён с Персидскаго нагорья, где в музее в Тебризе хранится близкий по форме и композиции артефакт - предмет научной дискуссии, которая, м.б. не прекратится никогда.
Обнаружен артефакт случайной находкой и на довольно значительной глубине (ок. 2х м. от поверхности земли) дехканами, копавшими арык для отведения на поля воды реки Сох. Отсюда и часто встречающееся условное наименование артефакта «Амулет Соха».
Те, кто смотрел в молодости и ещё не забыли фильмы про Конона-Варвара с молодым Шварценеггером и восхитительной музыкой Полидуреса, легко вспомнят форму этого предмета, он служил там символом-vexillum старины Тулса Дума.
Этот экспонат ещё с советских времён часто кочует по выставкам, в т.ч. и зарубежным: побывал он в Японии (1975) в Бельгии (Брюссель, 2003), в США (Нью-Йорк), в 2021-23 годах амулет вывозили на выставки во Францию (Лувр) и в Германию (Берлин).
_______________________
* чрезвычайно богатый разновидностями "змеиный" камень, как никакой другой своим природным рисунком, цветовой гаммой и фактурой подходит для создания таких смысловых амулетов.
Всю свою жизнь не устаю удивляться поразительному художественному вкусу древних мастеров, умевших интуицией улавливать форму изделия, к которой стремились, когда богатство вариантов не нарушало общей гармонии и редкостной завершённости рисунка, получаемого отливкой, резьбой, гравировкой или зубилом по камню.
© Страницы истории Афганистана, 08.09.2023