В ЗАСТАВКЕ: согдиец (возможно, зороастрийский жрец, погонщик верблюда или танцор), фигурка, глина, вторая пол. VIII века н. э. Китай, (династии Тан), Музей восточного искусства (Турин)/Museo d'Arte Orientale, ранее в частной коллекции Марчелло Пачини (Фонд Агнелли). Размер скана заставки: 1336 Х 1888, 1.19 МБ.
Выходцы из Бактрии и соседнего с нею Согда*, часто этнические персы, зороастрийцы и христиане-несториане, имели достаточно широкое присутствие в Китае эпохи династии Тан, имевшей тесные торговые контакты с Центрально-азиатским регионов, одно время находившимся даже в зависимости от Поднебесной империи.
Эта изумительная по экспрессии фигурка представляет собой, как пишет один из авторов (
Ли Лоуренс в Wall Street Journal):"фигурку человека, с округлыми глазами, с орлиным носом, и хотя большинство <большинство подобных фигурок времён Тан> представляющих всадников-мужчин, оседлавших верблюда "свою гору", не имеют ничего общего с этой. Возможно, поднятые кулаки, по словам г-на Гуглиелмитти, держали поводья, а запона для лица, а также лоскут ткани на затылке - защищали бы от ветра, солнца и песка."
Даже технологически эта фигурка отличается от абсолютного большинства танских статуэток такого рода: дело в том, что почти все они оотливались из формы и были полыми внутри, а наша выполнена из сплошной глиняной массы.
В некоторых источниках и публикациях, основываясь на оригинальной лицевой завесе-вуали и некоторых др. деталях, авторы (в т.ч. и упомянутый выше прежний владелец статуэтки
г-н Марчелло Пачини) делают вывод, что перед нами зороастрийский жрец, "кормящий" священный огонь Варахрам (Победоносный), возожженный в храме: жрецам поддерживающим его полагалось носить подобные запоны, чтобы человеческие слюна и дыхание не коснулись и не осквернили святыни.
На странице сайта туринского музея экспонат описан более корректно: L’uomo è rappresentato come se fosse seduto su uno sgabello o sul dorso di un animale. Le braccia ripiegate verso il petto e le mani, chiuse a pugno rivolte frontalmente verso il petto, possono far pensare che trattengano le redini di una cavalcatura/"Мужчина представлен сидящим на табурете или на спине животного. Пальцы его рук направленных к груди сжаты в кулаки, что заставляет предположить, что они держат поводья верхового животного".
В описании так же уточнено, что, "необычная пластичность фигуры заставляет думать, что она была выполнена от руки, а не отлита в форме".
ТУТ на
maotorino.it, там же ещё одна фотография фигурки, сделанная с иного ракурса.
©Lee Lawrence
©catalogo maotorino.it