Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.02.2024, 00:02
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БИБЛИОТЕКА [44] КАБУЛЬСКИЙ МУЗЕЙ [56] МЕМУАРЫ [10] МУЗЕИ [89]
ОБЕЛИСКИ [41] САЙТЫ [8]

Главная » Фотоальбом » БАЗЫ ДАННЫХ » МУЗЕИ » «НЕМЕЦКИЕ ЦВЕТЫ»

«НЕМЕЦКИЕ ЦВЕТЫ»

обоюдоострый, слегка изогнутый кинжал - подражание иранскому «ханджару» с ножнами. Длина клинка 21, 4 см, ширина клинка - 2, 9 см. Общ. длина - 32, 6, ширина ножен - 24 см. Длина кинжала в ножнах - 36.1 см. Кованная сталь, ножен и рукояти в золотой лист, декорирование - эмали с орнаментальным флоральным узором (т.н. «немецкие цветы»*), крупные алмазы (65 камней, крупный неогранённый турмалин в глухом касте в навершии рукояти. Утрачены наконечник ножен и золотой шнур перевязи. Турция, 1750-1760-е гг. ММК/Музеи Московского Кремля, Оружейная палата. Инв. № Ор-3891/1-2 (прежде в собрании Рюст-камеры Обер-егермейстерской канцелярии в СПб., описи 1771 и 1810). Общий вид с внешней стороны
В реальном размере 1561x1844 / 148.9Kb
17 1 0.0

Добавлено 13.01.2024 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (13.01.2024 05:56) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: обоюдоострый, слегка изогнутый кинжал - подражание иранскому «ханджару» с ножнами. Длина клинка 21, 4 см, ширина клинка - 2, 9 см. Общ. длина - 32, 6, ширина ножен - 24 см. Длина кинжала в ножнах - 36.1 см. Кованная сталь, ножен и рукояти в золотой лист, декорирование - эмали с орнаментальным флоральным узором (т.н. «немецкие цветы»*), крупные алмазы (65 камней, крупный неогранённый турмалин в глухом касте в навершии рукояти. Утрачены наконечник ножен и золотой шнур перевязи. Турция, 1750-1760-е гг. ММК/Музеи Московского Кремля, Оружейная палата. Инв. № Ор-3891/1-2 (прежде в собрании Рюст-камеры Обер-егермейстерской канцелярии в СПб., описи 1771 и 1810). Общий вид с внешней стороны.



Этот роскошный исторический кинжал опубликован относительно недавно - в 2004 году (А.К.Левыкиным), прежде он значился в описях как иранский булатный (в силу сильной зашлифовки при чистке от ржавчины, уничтожившей рисунок стали), по новейшей атрибутации (А.К.Левыкин, В.Р.Новосёлов, указ. ниже статья) определён как кинжал турецкой работы, эмальерная отделка, как подражание современной кинжалу росписи мейсенского столового фарфора сер. XVIII в.

В 1769 году этот кинжал был взят трофеем во время турецкой войны, что упомянуто в описи 1810го года: «Кинжал, присланный от Высочайшего Двора через обер-егермейстера Семена Кирилловича Нарышкина**, которой взят в добычу при Галлацах от сераскер-паши Агмет Урфевалесы. Черен и ножны финифтяны с травами в оправе золотой убраны алмазами греческой грани, коих числом состоит 64 каменей, да на черен сверху и на ножнах в конце вделаны два неграненых лала, у него лезье булатное и на ножнах шнур золотой».

Кинжал преподнесли Румянцеву-Задунайскому, тот отослал его приложением к победной реляции Екатерине, а царица - передала клинок в Обер-егермейстерскую канцелярию с тем, чтобы он использовался егерями при охотах.

Этому великолепному предмету посвящена статья А.К.Левыкина, В.Р.Новосёлова "Кинжал сераскира Агмета Урфе-Валесы – реликвия русской военной славы", откуда я заимстовал описание и самый скан. Статью можно найти в Сети.

______________________________



* Для сравнения тематики и мотивов флоральных рисунков в отделке рукоятей, ножен и черенов приложу скан фотографии парных ножа и вилки из «охотничьего» Царскосельского прибора с рисунком т.н. «немецких цветов». Сталь, фарфор, надглазурная роспись. Мейсеновская мануфактура, Германия 1740-50 гг. ММК. Инв. № Ф-1449, Ф-1448. Авторы статьи выдвигают гипотезу что мастера-эмальеры (смешанная техника выемчатой и перегородчатой эмалей) могли быть европейцами, работавшими в Стамбуле.

[url=https://postimages.org/][/url
]

** Семён Кирилл. Нарышкин (1710 - дек. 1773 в Москве), генерал-аншеф, обер-егермейстер, дальний родственник и интимный фаворит императрицы Елизаветы Петровны (их прадеды были родными братьями - Полуэкт - царицы, Фома - Семёна), недолгий посол в Лондоне (1741-43) и андреевский кавалер. Склонявшийся ко всему французскому (что помешало его дипломпт. карьере в Англии), он был приятель Дидро, способствовал приезду в Россию великого ваятеля Этьена Мориса Фальконе.

Обладал импозантной внешностью, которая подчёркнута в великолепном портрете кисти Торелли (ныне Третьяковская гал. в Москве). Чудовищно богатый и хлебосольный хозяин (его сытные обильные обеды упоминает в Записках граф Калиостро), поклонник роговой музыки и один из самых известных театралов своей эпохи.

Оба его ребёнка (сын и дочь) умерли в раннем детстве и на счастливце Семёне эта ветвь нарышкинского рода чуть было не пресеклась, потомство продолжилось от его мл. брата Петра - известный декабрист Мих. Нарышкин, так же похороненный в Донском мон. и игуменья Спасо-Бородинского мон. Мелания (вдова генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле) приходились Семёну внучатыми племяшами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]