В ЗАСТАВКЕ: Согдийская принцесса (или богиня Нана?), дворец Кала-и Кахкаха I в Бунджикате
*, монументальная роспись по штукатурке, Таджикистан, VIII-IX века нашей эры.
Роскошно наряженная и богато украшенная: в царской диадеме, ожерелье, браслетах, при серьгах, скачущая на лошади богиня (или, возможно, царская дочь) изображена скачущей на лошади, держа в правой руке вожжи, а левой производящая благословляющий жест. Уструшана сохраняла прежние языческие культы чрезвычайно долго, даже уже в те времена, когда Центральную Азию активно населяли носители победоносного ислама, так что эта фреска по всей видимости является одним из самых поздних изображений древнейшей азиатской богини, чей культ был известен ещё в Шумере и Вавилоне.
____________________________________
*Кахкаха/Бунджикат/Қалъаи Каҳкаҳа, Бунҷикат, таджикское городище в холмах на севере современного Таджикистана в межгорной Шахристанской впадине, некогда в ареале исторической
Уструшаны, страны раннего Средневековья Центральной Азии, предположительно, столица этого исчезнувшего государства. В эпоху своего расцвета (в Х веке) по свидетельству арабского географа Ал-Истахари насчитывал до 10 тыс. жителей. Городище раскопано в 1955—1958 и 1960—1961 годах отрядами Северотаджикской археологической экспедицией и поныне остаётся самым археологически исследованным поселением Уструшаны. Комплекс находок Каккаха находится в Национальном музее древностей Таджикистана.
Нана, бактрийское женское божество плодородия, мудрости и живодарящих вод, синкретическая вариация паназиатской Наны, культ которой представлял собой слияние культов шумеро-вавилонской
Инанны-Иштар с местными божествами, в нашем случае -в её кушанской форме с местной (зороастрийской)
Харахвати Аредви Сура Анахита. Подобно своим грозным предшественницам из предыдущих веков изображалась сидящей на льве. Ареал её почитания включал в себя громадное пространство: Согдиану, Фергану, Бактрию, Арахозию, Гедросию, Гандхару и Таксилу, т.е. земли простирающиеся от северного Индостана до Прикаспия и Приаралья.