Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 17:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

IN MEMORIAM [42] MEDALS [46] Newspapers / Magazines [14] HERALDICA ET NUMISMATICA [71]
OTHER IMAGES [282] STONES [59] ДОКУМЕНТЫ [8] НАРОДНОСТИ [7]
ПОЧТА И ФИЛАТЕЛИЯ [20] ПРОПАГАНДА [183] СНЫ [13] «ТЕРМЕЗСКАЯ ТЕТРАДЬ» [32]
ЭКИПИРОВКА [17] БРОКГАУЗ И ЕФРОН [11] ПИО 1980-88 [6] НОРМЫ ШАРИАТА [1]

Главная » Фотоальбом » РАЗНОЕ » STONES » ТОПАЗ НА ТУРМАЛИНЕ

ТОПАЗ НА ТУРМАЛИНЕ

Образец топаза афганского происхождения: бесцветные кристаллы топаза (длиной чуть больше 4 см), наросшие на большой полихромный кристалл турмалина - одного из самых известных ювелирных минералов, добываемого в Афганистане, пегматитовое месторождение Дарра-и-Печ, провинция Нангархар. Автор фото и, возможно, владелец этой красоты - Robert M. Lavinsky (1972)
В реальном размере 518x800 / 50.1Kb
298 5 5.0

Добавлено 16.10.2021 baktria

Всего комментариев: 5
+1  
1 baktria   (16.10.2021 10:16) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Образец топаза афганского происхождения: бесцветные кристаллы топаза (длиной чуть больше 4 см), наросшие на большой полихромный кристалл турмалина - одного из самых известных ювелирных минералов, добываемого в Афганистане, пегматитовое месторождение Дарра-и-Печ, провинция Нангархар. Автор фото и, возможно, владелец этой красоты - Robert M. Lavinsky (1972).



Размеры турмалина поистине великолепны: 7.5 x 4.5 x 3.7 см. Классическая полихромия зелёно-жёлтой гаммы кварцево-турмалиновых пород, идеальность неповреждённой формы и его волновая раскраска делает это природное чудо настоящим шедёвром.

Оба минерала в лучших своих образцах приравниваются к драгоценным камням II класса.



Пример полихромного афганского турмалина, правда, очень не рядовой пример, см. в нашей теме «ПРИТЯГИВАЮЩИЙ ПЕПЕЛ», там же рассказ о турмалинах к которому приложена одна самых известных и наиболее часто исполняемых мелодий минувшего века, написанная Ремо Джадзотто, отцом владельца этого грандиозного кристалла.

+1  
2 baktria   (16.10.2021 10:18) [Материал]
РОЗОВЫЙ


Кристал розового топаза на породе, Долина Шигар/Vallee du Shigar, район Скарду, Балтистан, север Пакистана - размер 3 x 1,6 см. фото: Дидье Дескуэн, 14.3.2010.



Возвращаясь к топазам. Снимок кристалла природного розового топаза (заимствован из Википедии) из числа коллекционных экземпляров, подготовленных на продажу на европейском рынка минералов. Такие великолепные и крупные образцы изредка встречаются в шахтах северного Пакистана и в пегматитовых месторождениях в афганском Дарра-и-Печ.

Стоят они, конечно, очень дорого. Кристаллы на породе часто оставляют нетронутыми в их ромбо-пирамидальном великолепии для элитных коллекций, не пуская в ювелирную обработку даже если они, подобно этому камню, обещают при огранке идеальую прозрачность и могли бы украсить любую брошь в обрамлении не менее дорогих собратьев своего класса или сделаться кулоном в золоте или платине.

Один из примеров использования розовых топзов (правда, искусственно окрашенных) см. ниже.

+1  
3 baktria   (16.10.2021 10:26) [Материал]
ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ


Орденский знак Ордена Золотого Руна, 6,2 х 6,2 см; золото, серебро, розовые бразильские топазы, брильянты, предположительно, сер. XIX в. Исторический обладатель и провенанс не известны. Собрание Адмазного фонда СССР-Гохрана-РФ.



Не стану удлиннять рассказ подробностями истории учреждения ОЗР, об этом можно теперь найти информацию в Сети. Намечу её лишь штрихами.

Право сопричасления к этому одному из старейших европейских орденов имели монархи Священной Римской Империи Германской нации/затем Австро-Венгрии/зтем и ныне глава дома Габсбургов и (вплоть до сегодняшнего дня) Королевства Испании. О недолгом Бонапартистком варианте см.в самом конце.

Несмотря на исключительность этого ювелирного шедевра, до сих пор не известно ни то, когда и как он попал в Россию, ни кто из мужчин дома Романовых, был его обладателем.

Камни, использованные ювелиром - розово-лиловатые, первоначально в описях Брильянтовой камеры они числились как "пять бразильских рубинов", пока в 1865 ювелиры и оценщики Кабинета ЕИВ не обнаружили, что камни ордена являются "жжёными" розовыми топазами: при нагревании до определённых температур жёлтый и коричневый топаз меняет цвет на голубой или розовый*. Изначально камни, использованные в знаке, были коричневато-желтыми. Однако, при этом столь чистой воды, что цена среднего камня превышает суммарную стоимость всех брильянтов, использованных в изделии.

В 1920ые Ферсман датировал этот орденский знак серединой XIX века, исходя из его стиля и огранки камней. Насколько мне известно, с тех пор датировка не изменялась, но до сих пор при публикациях относительно обладателя пишут "Александр I" и ставят следом знак "?". Он и в самом деле очень большой, этот знак вопроса. Если вопрос тут вообще уместен.

Для португальских и испанских орденов первых степеней нередки случаи, когда вручаемые королям и главам правительств знаки украшались огромными натуральными самоцветами. Приложу в самом конце один из таких примеров.



Что бросается в глаза человеку знакомому с орденской геральдикой, при взгляде на этот знак? То, что он не полный. В нём отсутствует т.н. «кресало»**, непременный элемент-атрибут орденской иконографии ЗР, высекающий искры и пламя - так же всегда изображаемые в любом знаке ордена.

Обладателями орденcкого знака из Алмазного Фонда, скорее всего, могли быть кто-нибудь из последних троих русских царей или братья двоих первых из них: Александров II и III***. Известно, что на публике Романовы с этим орденом не появлялись (возможно, исключая офиц. дипломатические приёмы, связанные с Австро-Венгрией и Испанской короной, так Николай II распорядился выполнить ему орденскую цепь, что и было сделано в одной из петербургских ювелирных фирм).

Мне так же не известны ни портреты, ни фотографии членов семьи со знаками ОЗР.

К сожалению, сканы этого знака, довольно многочисленные в Сети, все весьма низкого качества и, в большинстве случаев, представляют знак в невыгодном освещении или на подложке, скрадывающей натуральный цвет топазов. Я выбрал этот маленький скан с белым фоном и к тому же осветлённый, позволяющий рассмотреть камни, но мешающий оценить натуральный цвет металла, на самом деле более тёмного и тусклого, придающего изделию обаяние и благородство возраста и подчёркивающий переливы мелких брильянтов.

+1  
4 baktria   (16.10.2021 10:28) [Материал]
ДОПОЛНЕНИЕ:
_________________

* В России, тоже очень богатой топазами высочайшего качества, в старину эти камни запекали в хлебах в крестьянской печи, превращая бесцветные в жёлтые с благородным золотистым оттенком, а жёлтые - в голубые и розовые. Работа кропотливая, требующая знания дела и умелой руки: чуть передержишь хлеба свыше требуемого и тон камня станет другим.

Следы нагревания знающему ювелиру достаточно легко обнаружить, камень капризен, жжёный не любит солнечного света и "выгорает" при долгом на нём нахождении (в Сети высказывается так же мнение, что перекалённый камень не мигрирует к прежнему цвету, но это не так). Крайне редко, но встречаются в природе и натурально-розовые, так, их время от времени находят на Урале и в провинции Нангархар в Афганистане. Впрочем, это уже другая история.

** Кулон знака, выполняемый в виде шкурки барана, крепится на золотую цепь с символами «кремня и кресала» (огнива - геральдического символа Герцогства Бургундии, входящий в родовой герб основателя ОЗР Филиппа Доброго, учредивший его в день свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской 10 января 1430 года). «Кресала» традиционно представляются в виде стилизованных латинских «B» (Burgundia).



Неизвестный художник, портрет св. князя А. М. Горчакова, 1870-е, кость, акварель, гуашь, фонд миниатюр собрания Всесоюзного музея Пушкина. Иконографически повторяет портрет кн. работы Николая Богацкого (1873, овал, ГЭ, масло, холст, ЭРЖ-1013), довольно часто репродуцировавшего (в т.ч. в гравюре). Изображён с шейным знаком австро-венгерского ордена Золотого руна, в ленте ордена Святого апостола Андрея Первозванного* и с высшей наградой Империи - портретом Государя в брильянтовой рамке (на андреевской розетке).

*** Испанским и австро-венгерским орденами ЗР, помимо многих мужчин-Романовых, были награждены в XIX веке и некоторые их подданные: посол в Испании Дмитрий Павлович Татищев, посланник во Франции и Англии граф Поццо ди Борго , последние канцлеры империи Карл Васильевич/Карл-Роберт Нессельроде и князь Александр Мих. Горчаков и ещё несколько человек.

Вездесущий Бонапарт в июле 1809 года декретом учредил свой французский вариант ОЗР, точнее сразу трёх рун. Давясь от гордости корсиканское чудовище диктовало в те дни секретарю: «Мои орлы завоевали Золотое Руно королей Испании и Золотое Руно императоров Германии. Я хочу создать для Французской империи имперский орден Трёх Золотых Рун. Это будет мой орёл с распростертыми крыльями, держащий подвешенными в каждой из своих лап по одному из старых Рун, которых он взял с бою, и он гордо поднимет вверх, в своем клюве, Руно, которое я учреждаю».

Но не долго музыка играла...

+1  
5 baktria   (16.10.2021 10:33) [Материал]
ТРИ В ОДНОМ


Перед нами единая орденская инсигния трёх высших португальских королевских военных орденов (Banda das Tres Ordens): Ордена Христа (центральный рубиновый крест), ордена Сантьяго и меча (правый рубиновый крест) и ордена святого Бенедикта Ависского (зелёный крест). Золото, крупные и мелкие брильянты, рубины, колумбийские изумруды, Датируется второй пол. XVIII века.

В верхней части орденского знака выложено алмазами и рубинам полыхающее сердце Иисусово.



С XVI века должности гроссмейстеров этих трёх рыцарских орденов с одобрения святаго Отца являются наследственными. В 1910 году после свержения монархии ордена были распущены, но восемь лет спустя восстановлены (преимущественно, как объединение кавалеров, носителей знака). До 1963 им пожаловали пять королей (в т.ч. Елизавету II, последнюю из ныне живущих кавалеров Banda das Tres Ordens), двух президентов Бразилии и диктатора Франко (последнего по времени пожалования. 1962), но позднее статуты изменили и новому декрету диктатора Салазара, Три Ордена стал инсигнией президента страны в качестве знака власти.

Из русских кавалеров навскидку вспоминается Александр I, награждённый за год или за два до смерти и... да что-то больше никто и не вспоминается...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]