Приветствую Вас Гость!
Четверг, 07.11.2024, 21:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

SONGS [121] МИНИАТЮРЫ [167]

Главная » Фотоальбом » ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА » МИНИАТЮРЫ » BIRKAFLICKAN

BIRKAFLICKAN

восковая фигура, созданная на основе компутерной реконструкции облика 6-летней жительницы ранне-средневекового города Бирка на острове Бьоркё озера Меларен, к востоку от современного Стокгольма, т.н. Birkaflickan/Девочка из Бирки, обнаруженная раскопками археолога Яльмара Столпе в 1876 году к северу от вала бывшего городского поселения. Фото: Габриэль Хильдебранд / SHM / Scanpix, 2013
В реальном размере 590x1240 / 127.5Kb
107 2 0.0

Добавлено 15.08.2023 baktria

Всего комментариев: 2
0  
1 baktria   (15.08.2023 09:43) [Материал]
Ко Дню археолога и в память погибшего в этот день 20 лет назад Глеба Лебедева


В ЗАСТАВКЕ: Восковая фигура, созданная на основе компутерной реконструкции облика 6-летней жительницы ранне-средневекового города Бирка* на острове Бьоркё озера Меларен, к востоку от современного Стокгольма, т.н. Birkaflickan/Девочка из Бирки, обнаруженная раскопками археолога Яльмара Столпе в 1876 году к северу от вала бывшего городского поселения. Фото: Габриэль Хильдебранд / SHM / Scanpix, 2013.

Возраст её определяется по зубам.

Жила малышка около 1100 лет тому назад, в середине Х века, в эпоху викингов, когда меньше половины детей доживали до 10 лет, её пол устанавливается по предметам погребального инвентаря, уложенным с нею в землю: пряжка литая из бронзового сплава и покрытая позолотой, ожерелье из двух десятков мелких жемчужинок, выложенных золотой и серебряной фольгой, ножик и костяной чехольчик-игольник.



В могилы маленьким мальчикам в Бирке отцы клали предметы вооружения боевые ножи или махонькие топорики, словно бы игрушечные, но в точности повторяющие предметы вооружения взрослых мужчин.

Могильники Бирки, её курганные группы практически вплотную подходили к городской застройке и чтобы пройти в лес или на берег озера, жителям необходимо было огибать курганники по тропкам проложенным между насыпями: мёртвые и живые веками жили и существовали рядом**.

Жизнь воспринималась как связующая нить во временном промежутке между миром тех, кто уже умер и тех, кому это ещё только предстоит, как неразрывная связь родства и земли, ощущаемой родной и собственной, то, о чём в конце жизни (в 1961 году) обмолвилась Ахматова:

<...> мы ложимся в неё и становимся ею,
Оттого и зовём так свободно — своею.



Родители девочки, судя по всему, христиане, были людьми зажиточными, богатыми фермерами, может быть - торговцами, происходившими по мнению шведских исследователей из Поморской Германии или Южной Дании, впрочем, новейшие исследования прошлого года заставляют пересмотреть это мнение***, девочка всё же могла быть и из автохтонных жителей области Мелардален, так шведы и поныне называют окрестные места.

Впрочем, вопрос этот вряд ли может быть теперь выяснен с окончательной ясностью: в Бирку IX-X веков стекались люди из самых разных уголков Северной Европы. Да и не только Севера.

Останки и предметы из этого погребения ныне хранятся в собрании Государственного Исторического музея в Стокгольме.

0  
2 baktria   (15.08.2023 09:48) [Материал]
ПРИМЕЧАНИЯ:



________________________

* Бирку, лежавшую на северной оконечности пути из варяг в греки (точнее, из Скандинавии и региона Балтийского моря к Арабскому халифату), называют "первым городом Швеции", основана она около 700 года и просуществовала до конца Х века, являясь одним из наиболее значительных торговых центров современной ей Северной Европы. В конце X века, вследствие обмеления речных путей и грандиозного пожара, Бирка сошла со страниц истории и уступила своё политическое и экономическое значение Сигтуне.

Параллелям между двумя древнейшими центрами на этом пути посвящена знаменитая статья 1973 года Глеба Лебедева (1943-15.8.2003) и Василия Булкина (1945-23.7.2017) «Гнездово и Бирка (к проблеме становления города)», возродившая интерес в советской научной среде к дискуссионным вопросам археологической и культурно-исторической интерпретации возникновения и формирования Гнёздовского археологического комплекса (в Верхнем Поднепровье) а так же культурного взаимовлияния и славяно-норманских контактов в эпоху раннего Средневековья.

** Fredrik Svanberg: "мёртвые на самом деле не были мёртвыми. Они играли важную роль в обществе. Можно было перечислить несколько поколений предков и узнать, где они были похоронены. Умершие предки узаконивали собственность, права и социальный статус" (см. шв. текст на historiska.se).

*** эти выводы базировались на хим. анализах серы, азота и углерода в скелете и зубах девочки в сравнении с содержанием этих элементов в костях животных, обитавших в Мелардален в те времена, а так же на нетипичности для этих мест её одежды и украшений.

Лебедев Г. С. «Разновидности обряда трупосожжения в могильнике Бирка» // Сборник «Статистико-комбинаторные методы в археологии», М., 1970, стр. 180—190.

Булкин В.А., Лебедев Г.С. Гнездово и Бирка (к проблеме становления города) // Культура средневековой Руси. Сборник к 70-летию М.К. Каргера Л., 1974 (0,5 а.л.)

BIRKAFLIСKAN статья Фредрика Сванберга на historiska.se.

О Глебе Сергеевиче Лебедеве см. наши темы ГЛЕБОВ ДЕНЬ, ЕЩЁ «ГЛЕБОВ ДЕНЬ» и ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]