В ЗАСТАВКЕ: Один из внутренних подъездов здания Рейхстага (1884-94, архит. Пауль Валло/Paul Wallot) в Берлине, выстроеного в стиле неоренессанса с элементами барокко, стены покрыты автографами советских солдат, журнал LIFE, май 1945 года.
Вместо предисловия
Я подготовил к Юбилею Победы другой материал но, прочитав недели две назад рассказ С. А. Шарова-Делоне, понял насколько вымученной, посторонней не нужной выглядит моя писанина в сравнении с его рассказом.Пусть его статья "Горицы" станет моим (и нашего сайта) поклоном в память тех, о ком редко говорят даже в День Победы, а чаще не упоминают вовсе. Вечная память этим людям и наше общее, по гроб жизни признание и благодарность им.
ГОРИЦЫ*
У этого монастыря судьба как-то сразу не задалась. Основан он был в 1544 году княгиней Евфросиньей, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, сразу же построившей в нём замечательный каменный Воскресенский собор. Девятнадцать лет спустя, в 1563 году после доноса Ефросинья была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею же монастырь. А еще через 6 лет вслед за расправой со Старицкими она здесь же была убита вместе с сопровождавшими её монахинями и слугами. С тех пор обитель многажды служила местом отнюдь не добровольного заточения опальных дам.
Речь о Горицкой Воскресенской обители, что стоит на берегу реки широкой реки Шексны неподалеку от знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Уютный небольшой монастырь, славно приютившийся на слегка покатой высокой береговой террасе, прикрытый "со спины" от бурь высокой лесистой горой со старым тихим монастырским кладбищем…
Всё мое детство и юность я лето проводил на дедовой академической даче в Абрамцево. Машины у нас отродясь не было, и ездили мы туда электричками. Кто-нибудь помнит самый характерный звук в тогдашних подмосковных электричках? Нет уже? А я помню: это был звук катящихся подшипников. И еще стук деревянных колотушек по полу вагона. На подшипники каким-то образом присобачивалась дощатая площадка, а на ней… вот даже не знаю, как правильно сказать: сидели? помещались? ютились?… словом, на них как-то перемещались вдоль вагонов, отталкиваясь от пола деревянными колотушками, остатки людей.
Половинки людей, меньше, чем половинки. С изувеченными лицами или теми местами, где когда-то были лица. В каких-то немыслимых даже по тем небогатым временам обносках. Даже в остатках гимнастерок военной еще поры. Они тащились вдоль вагонов в надежде на брошенные в засаленные картузы пятаки и гривенники. Пассажиры по большинству отворачивались или старались глядеть сквозь них разом остекленевшими глазами. А я, мальчишка, глядел на них широко открытыми от любопытства и ужаса глазами, до спазмов в желудке – и не мог оторваться.
Появлялись они и в Москве, но здесь их "вычищала" милиция, чтобы не смущали покой и совесть советских обывателей. Вычищала дочиста и в 47-ом, и в 49-ом годах, и перед Международным фестивалем молодежи и студентов в 1957 г. (да-да, того самого, в честь которого Мещанская стала проспектом Мира, и который все помнят по "Подмосковным вечерам"), но они как-то всё равно проникали, просачивались в столицу, хотя все меньше и реже, зато подмосковные электрички оккупировали плотно. Тоже, понятно, год от году их становилось всё меньше – я вообще не понимаю, как они могли выживать.
Мальчишке, мне они казались глубокими стариками – рядом с ними мой 70-тилетний Дед был совсем молодым! – им всем, теперь я понимаю, было что-то около сорока, а то и меньше. Просто пройденная война. Просто страшные увечья. Просто брошенные жизни.
Где-то в начале 70-х я оказался на берегу Шексны. В Горицах. Не просто так – у нас были какие-то документы то ли от ВООПИиК, то ли от Министерства Культуры – и мы то ли как инспекция, то ли как исследователи попали внутрь монастырского собора.
Погодите чуток… Дайте глотнуть воздуха и подобрать слова.
Из собора, приделов, трапезной воздух давно уже вылился весь, без остатку. Вместо него там висела вязкая смесь запахов пота, крови, мочи, кала и гноя, которая не проталкивалась в глотку, не попадала в легкие. Замешанная на хрипах, стонах, нечленораздельном мычании и бормотании. И повсюду – прямиком из подмосковных электричек моего детства – обрубки, осколки, фрагменты людей. Ещё вроде как живых. Вроде как.
Это всё называлось Домом инвалидов войны. Страшное живое кладбище. Тех, кого оставшиеся живыми и целыми старались не видеть, от кого старались отделаться, как от навязчивого ночного кошмара. Их ведь не сфоткать для постера "Спасибо деду за Победу!" - фактурой не вышли. И еще – всегда страшнее всего встречаться с теми, кого предал. Проще для успокоения души свалить их на обочину, стыдливо именуемую "Дом инвалидов". От такого же на Валааме остались ошеломляющие рисунки Геннадия Доброва** – посмотрите их. Если не боитесь. От Гориц и того не осталось.
Следующий раз я был в Горицах лет двадцать спустя. Через полтора десятка лет после того, как последних постояльцев вывезли в Череповец. Все эти годы собор пустовал. Я зашёл в него, не без труда провернув ключ в заржавевшем замке – в пустом огромном соборе всё так же не было воздуха, а звуки продолжали звучать, будто не было двадцати лет. И я не знаю, сможет ли их хоть когда-то заглушить церковное песнопение. Во всяком случае для того, кто их хоть раз слышал.
К пристани Гориц постоянно пришвартовываются многопалубные, сияющие огнями круизные теплоходы. С них сходят веселые, благополучные туристы, спешащие на "встречу с прекрасным": отсюда их везут в недалекие Кириллов и Ферапонтово. И Горицкий монастырь, уютно примостившийся на склоне горы, - всего лишь заставка, предисловие их увлекательного путешествия.
"На теплоходе музыка играет!..."
Что-то я опять не про войну. Про победителей.
P.S. И ещё у меня остается занозой страшный вопрос: да, клятва Гиппократа, да, ценность каждой человеческой жизни, но всё-таки жизни… Что с врачами, которые продлевали такое? Если вы не бывали на Валааме или в Горицах и не помните подмосковных электричек моего детства, не торопитесь бросать в меня камни - до сих пор, когда я слышу звук катящегося подшипника, у меня на мгновение останавливается сердце.
* [прим. baktria] - Горицы, или если полностью: Горицкий Воскресенский 3-го класса общежительный женский монастырь на горах, в селе Горицы Вологодской области, на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Основан в 1544 году. Закрыт в 1932 году, возобновлён в 6. 10. 1999. В XVI-XVII веках нередко служил местом ссылки и пострижения неугодных. Тут, среди прочих, содержались четвёртая жена Ивана Грозного Анна Колтовская (1575, Дарья); мать царевича Дмитрия Мария Нагая (1591, Марфа); Борисом Годуновым сюда была сослана инокиня Марфа с сыном своим Михаилом, будущим царем Михаилом Федоровичем, затем содержались Ксения Годунова (1606, Ольга), поднадзорная княгиня Елена Масальская (1619), своячница и домоправительница опального Алексашки Меншикова Варвара Арсеньева (Варсонофия, 1727), наречённая невеста Петра II Екатерина Долгорукая (1739). С 1764 года при реформе обители присвоен 3-й класс. В 1945-66 годах в комплексе бывшего монастыря располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею.В настоящее время в монастыре насчитывается ок. 20 насельниц. В году объявлен памятником архитектуры федерального значения.
** о Геннадии Доброве и его "афганской серии" читайте в материале Виктора Веденина на нашем сайте ТУТ. Галереи Г. ДОБРОВА Автографы войны и Молитва о мире.
Сергей Александрович ШАРОВ-(ДЕЛОНЕ), Sergey Sharov-Delaunay, [27. 09. 1956, Москва - 7. 11. 2019, там же], архитектор-реставратор, специалист по средневековой архитектуре Владимиро-Суздальской Руси; видный деятель оппозиции. Московский Архитектурный институт (МАрхИ, 1979), ст. архитектор ЦНИИ Проектирования и Градостроительства.
Занимался охраной памятников архитектуры и реставрацией, разработал проекты зон охраны памятников Иркутска, Вологды, Великого Устюга и др., участвовал в работах по восстановлению архитектурного иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве, реставрировал пещерный комплекс Саровского монастыря, Торговые ряды в Вологде, организовывал археологические раскопки в Белозерске, реставрировал скульптурную группу "Колесница Победы" на Триумфальной арке в Москве.
Один из организаторов митинга на Болотной площади 6 мая 2013 года. Активный член Комитета 6 мая, член рабочей группы Общественного расследования событий на Болотной площади 2012 г. Занимался организацией опросов очевидцев событий на Болотной и обработкой результатов этих опросов.
Краткая генеалогия: Сергей Шаров-Делоне приходится потомком (в 9-ом поколении) арапу Петра Великаго А. П. Ганнибалу.
Прапрадед: Борис Петрович Делоне (21.4.1828, Москва - 10.2.1887, там же), военный врач, ординатор Ораниенбаумского дворцового правления, затем старший врач Бежецкого и Весьегонского округов по Министерству государственных имуществ в Тверской губернии. участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., получивший на ней ранение в бою под Плевной (по дргим сведениям - нет), в конце жизни ст. полковой врач Третьего гренадерск. Перновского короля Фридриха Вильгельма IV полка, статский советник. Прапрабабка: Софья Александровна урожд. графиня Дмитриева-Мамонова (?-3.5.1893, Москва, погребена рядом с мужем на Ваганьковском кладбище), дочь генерала Александра Ивановича гр. Дмитриева- Мамонова. Им внучкой (по дочери Софьи Борисовне) приходилась знаменитая ныне героиня французского Сопротивления, преподобномученица мать МарияЕлиз. Юр. Пиленко (в первом браке Кузьмина-Караева, во втором Скобцева) (1891-1945), монахиня Западноевропейского экзархата русской традиции Константинопольского патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель.
Прадед: Ник. Бор. Делоне (1. 01. 1856, Москва - 20. 03. 1931, Ленинград), механик и математик, основатель Киевского общества воздухоплавания; прабабка: Надежда Александровна, ур. Георгиевская .
Дед: Борис Николаевич Делоне (15. 03. 1890, Петербург — 17. 07. 1980, Москва), математик, чл-корр АН СССР (1929), альпинист; бабка: Мария Генрих. урожд. Баннер-Фогт (3. 03. 1889, Яблоницы Ямбургский у-д, СПб. губ. - 8. 02. 1976, Москва), художница, по матери - внучка троюродной сестры А. С. Пушкина - Софьи Павловны Шемиот, в замужестве Веймарн (1798-1827), по отцу - внучка пастора, выходца из Дании, в Первую Мировую служила сестрой милосердия на фронте, была контужена.
Отец: Александр Серг. Шаров (22. 01. 1929, Москва - 19. 04. 1999), докт. ф-мат. наук, астроном, мать: Анна Бор. урожд. Делоне (5. 09. 1928, Ленинград), канд. ф-мат. наук, астроном, специалист по физике Солнца.
Брат: Борис (6. 05. 1966, Москва), художник, его жена: Айя Айратовна Алиева (16. 05. 1967), филолог, специалист по французскому языку и литературе.
Дв. братья (по матери): Вадим Делоне, Vadim Delaunay (22. 12. 1948 - 17. 03. 1983, Париж), правозащитник, поэт и Михаил Делоне (19. 12. 1953), программист, с 1975 эмигрировал в Канаду (Ванкувер) - их отец Николай Делоне (22. 05. 1926, Ленинград — 11. 09. 2008), физик, доктор ф-мат. наук, автор более 150 работ, опубликованных за рубежом; их мать - Ирина Оттовна, урожд. Миллер (1917-200?), канд. хим. наук, разведены.
Жена (28. 11. 1986): Галина Григ. ур. Мещерякова (16. 12. 1951, Москва), инженер-экономист, ЦНИИ Проектирования и Градостроительства. Дети: Надежда, Александр.
Сочинения: Люди и камни Северо-Восточной Руси, XII век: [коммент. к двум кн. Н. Н. Воронина об архитектуре Сев.-Вост. Руси], Добросвет, М., 2007.
Седьмого ноября 2019 года в Москве ушёл из жизни Сергей Александрович ШАРОВ-ДЕЛОНЕ, архитектор и художник-реставратор, принимавший участие в восстановлении Свято-Успенской Саровской пустыни, памятников зодчества Архангелогородчины, Каргополя, Вологды, Белозерска, исследователь средневековой архитектуры Владимиро-Суздальской Руси, ленинградский интеллигент, правозащитник и гражданский активист, публицист, гражданин нашего Отечества, светлый и честный человек.
Сегодня, 9-го ноября состоялось прощание и гражданская панихида в Сахаровском центре на Земляном валу и затем после отпевания, церемония кремации тела в Хованском крематории, вечером на Пятницкой, 56 состоится поминальная трапеза.
Выражаем глубокое соболезнование родным и близким Сергея Александровича, всем, кому посчастливилось знать его в этой жизни. Добрая и долгая ему память и Царствие небесное.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]