А. Н. Бенуа (1870–1960), «Церковь Санта Мария Ассунта в Торелло»*, 1913 г., бумага, акварель. 39,5 х 27 см., частное собрание в Москве, ранее в собрании С. П. Яремича в Ленинграде.
В ЗАСТАВКЕ: А. Н. Бенуа (1870–1960), «Церковь Санта Мария Ассунта в Торелло»*, 1913 г., бумага, акварель. 39,5 х 27 см., частное собрание в Москве, ранее в коллекции С. П. Яремича в Ленинграде**. 26 февраля 2014 года выставлялась на торги антикварной галереи аукционного дома «Кабинетъ» за нач. цену в 640-750 тыс. р.
В нижней части по центру графитным карандашом дата: «1913» и авторское название: «Torello/ (Lugano)». На оборотной стороне справа внизу графитным карандашом надпись: «Из собр. С. П. Яремича».
Бруно Весто с признательностью и симпатией.
* однонефная с хорами, прямоугольная в плане Церковь Успения Пресвятой Девы Марии/Chiesa di S. Maria Assunta di Torello (Торелло, Карона, кантон Тичино, диоцез Лугано, Швейцария) была построена в XIII в. в позднероманском стиле епископом Комо Гульельмо Делла Торре*** и перестроена в XIV веке.
Первоначально входила в состав августинского монастыря, так же устроенного Делла Торре и упразднённого в 1389 году. Храм имеет встроеную четырёхугольную и четырёхярусную кампанилу со сдвоенными оконными проёмами на верхнем этаже, портальный вход с полуциркульной люнетой (soprapporta) с фресковой росписью изображающей Пресвятую Деву с младенцем и предстоящими епископом Гульермо и ...?).
Портал отделан порфиром и украшен двумя изящными тонкими колоннами с коринфскими капителями и "бочками". На внутренних и наружных стенах церкви так же сохранились следы фресковых росписей, в т. ч. сцена Распятия с предстоящими: Мария, Иоанн Богослов, Павел из Тарса, апостол Петр; фреской со св. Христофором с младенцем-Иисусом на плече - одно из наиболее древних изображений этого сюжета, дошедшее до нас в италоязычной части Южной Швейцарии.
Алтарная tabula de retto c изображением сцены Успения Пресвятой Богородицы, в XVI веке претерпела переоформление в стиле барокко и выглядит инородно и несколько безвкусно в сдержанном до суровости интерьере церкви. В объём храма включена более ранняя постройка - часовня (X-XI вв.), которая использовалась позднее в качестве ризницы. В настоящее время участок Санта Мария Ассунта является частной собственностью, церковь закрыта большую часть года, ключ от неё хранится у г-на Фаусто Пичени (Fausto Piceni), проживающего в Карона (тел. 091 995 14 92).
В маленькой луганской деревушке ТОРЕЛЛО около 1450 года родился будущий архитектор Pietro Antonio Solari (Solari da Carona), известный у нас как Пётр Фрязин (умер в период с мая по ноябрь 1493 года), строитель Боровичской и Никольских башен и Грановитой палаты московского Кремля. Из соседней Думенцы происходит первостроитель Петербурга Доменико Трезини, а из Лугано - строители Пятигорска и Кисловодска братья Джузеппе и Джованни Бернардацци, сын Джузеппе Александр Иосифович (1831-1907), один из наиболее значительных архитекторов Одессы, был первым городским архитектором Кишинёва, а его сыновья Александр и Евгений (Эудженио) оставили немало следов в застройке не только Кишинёва, но и Петербурга, Екатеринбурга, Перми и Харбина.
**Степан Петрович ЯРЕМИЧ [22. 07/3. 08. 1869, Галайки, Киевская губ. – 14. 10. 1939, Ленинград], искусствовед и художник. Учился живописи в иконописной школе Киево-Печерской лавры (1882–1887) и в Рисовальной школе Н. И. Мурашко (1887–1894) в Киеве. Участник выставок «Мир искусства» (с 1902) и антрепризы Сергея Дягилева, член «Союза Русских художников». С 1900 г. публиковал статьи по вопросам русского (творчество Врубеля, Серова, Чистякова, Ге) и западноевропейского искусства, был большим знатоком и коллекционером западно-европейского рисунка. Хранитель отделения гравюр ГЭ (с 15. 11. 1918), отделения рисунков. Заведующий реставрационной мастерской) Эрмитажа. Член экспертной комиссии при Всесоюзном Объединении "Антиквариат" (с 1928). На протяжении более 30 лет Яремича и Бенуа связывали дружеские отношения. С 1926 г., после отъезда А. Н. в эмиграцию, Яремич был хранителем библиотеки и архива Бенуа.
***Гульельмо сын Руджерио Делла Торре (де ла Турре) (ок. 1140 - 21. 10. 1226), епископ Комо с 1197 года, выходец из ломбардской дворянской фамилии (преимущественно - гвельфской), связанной с миланскими Della Torre. Поддерживая хорошие отношения с императором Оттоном IV, ему неизменно удавалось сохранять верность папскому престолу в Риме, что помогло Делла Торре получить от императора подтверждение привилегий собора в Комо, при этом сделаться епископом не нарушая канонических правил получения инвеституры. Однако, после того, как Оттон вступил в резкую конфронтацию с папой Иннокентием III, Гульельмо дистанцировался от светской власти. В 1216 собирался принять участие в объявленом папой Онорием III пятом крестовом походе, но возраст и болезни препятстовали благочестивому порыву его преосвященства и, доехав лишь до Венеции, старик был вынужден вернуться домой. Он основал больницы в Сан-Сильвестро и Сан-Витале и освятил церковь в Сан-Зено. Оказывал поддержку и покровительство доминиканцам, обосновавшимся при нём в Сан-Мартино делле Сельве, а позднее (уже после смерти епископа), перебравшихся в Сан-Джованни-Педемонте. Тело погребёно в церкви Успения Девы Марии в Торелло, основанной им в 1217 году. Епископ Гульельмо Делла Торре местно почитается в епархии Комо как блаженный (см. Luciano Vaccaro, Giuseppe Chiesi, Fabrizio Panzera, Terre del Ticino. Diocesi di Lugano, Brescia, Editrice La Scuola, 2003, pp. 12, 232-233, 249, 287, 413-414).
Времена тогда были весёлые. В такие грех не сделаться блаженным или умереть в своей постели. В 1269 году родич Гульермо и один из преемников его на епископской кафедре в Комо, Раймондо де ла Торре, был захвачен в плен своим непримиримым врагом Коррадо Веноста, сеньором Вальчиавенны и выставлен перед народом в железной клетке в городке Сондало. После публичного унижения незадачливый епископ был препровождён в узилище. Лишь четыре года спустя, в конце сентября 1273 года Раймондо был освобождён солдатами его старшего фрателло Напо (Наполеоне) делла Торре и в том же году был возведён на кафедру аквилейского патриархата, на которой и умер в феврале 1299 года. А вот брателло его, старине Напо, не повезло: в свою очередь он потерпел поражение от правителя Милана воинственного и мстительного архиепископа Оттона Висконти, захвачен в плен на поле боя и, посаженный в железную клетку, подобно брату, подвергся оплеванию воинами и веселящимися поддаными его высокопреосвященства, перевезён в Кастель Бараделло ди Монте, где клетка вывешена на внешней стене замка. Проведя в ней восемнадцать месяцев страданий, Напо умирает тут от голода 16 августа 1278. Ещё четверть века, переходя то на сторону императора, то поддерживая папу, Делла Торре будут бороться с Висконти за обладанием Миланом, но в конце-концов потерпят поражение. Впрочем, это уже совсем другая история.
Александр Николаевич БЕНУА [21. 04/3. 05. 1870, Спб. – 9. 02. 1960, Париж], художник, искусствовед, театральный деятель, одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века» и реформаторов русского театрально-декорационного искусства. Сын выдающегося петербургского зодчего Ник. Леонт. Бенуа (1813-98). Учился в ИАХ у брата Альберта Ник. Бенуа. Основатель журнала «Мир искусства». С 1907 г. работал как художник сцены для М. М. Фокина (Мариинский театр), С. П. Дягилева. В 1909–1911 гг. был художественным директором «Русских сезонов». В 1913–1915 гг. – главный художник МХТ. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал ее новый каталог. Работал над оформлением ряда спектаклей Больш. Драм. Театра. В 1926 г. эмигрировал во Францию. Как сценограф работал в Парижской опере (1927–1934) и «Ла Скала» (1947–1956). Вёл дневники и активную переписку, которые легли в основу ярких насыщенных подробностями мемуаров. Дети: Анна в замужестве Черкесова (1895-1984), Елена в замуж. Браславская, затем Клеман (31. 3. 1898-16. 7. 1972), Николай (1901-88) Александровичи Бенуа - художники и декораторы. САЙТ, посвящённый жизни и творчеству художника. Об огромном художественном клане Бенуа кратко ТУТ.