Неизв. голландский художник, Погрудный портрет царя Федора Алексеевича с державой и скипетром, 1676; бумага, сангина, перо чёрным тоном, 12,8 см х 10,6 см. Государственный Эрмитаж, ОР-45951
В ЗАСТАВКЕ: Неизвестный голландский художник, Погрудный портрет царя Федора Алексеевича с державой и скипетром, 1676 г.; бумага, сангина, перо чёрным тоном, 12,8 см х 10,6 см. Государственный Эрмитаж, ОР-45951.
Слова (греч. текст): Козьма епископ Маюмский (VIII в.) - Музыка: Царь Феодор Алексеевич (1676-82)*
стихира «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»
Досто́йно ’е́сть ’яко вои́стину блажи́ти Тѧ Богородицу Присноблаже́нную ’и Пренепорочную ’и Матерь Бога нашего. Честне́йшую херуви́мъ ’и сла́внейшую безъˈ сравнения серафимъ, безъי ᾿истлѣнiя Бога Слова ро́ждшую су́щую Богородицу, Тѧ величаемъ.
[Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем].
* Авторство текста церковная традиция приписывает греческому монаху Косме Маюмскому, жившему в первой половине - середине VIII в., бывшему с 743 года епископом Маюмским. С авторством музыки сложнее: обычно оно устанавливается по сохранившейся рукописи относимой к 80-ым годам XVII века, однако cодержащееся в рукописи указание не даёт возможности определить наверно, принадлежит ли данное песнопение перу царя Фёдора, или оно было просто особенно любимо царём и постоянно исполнялось в его присутствии.
_____________________
Фёдор Алексеевич [30. 05/9. 06. 1661 — 27. 04/7. 05. 1682], Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя и Белыя России, Самодержец Московский и прочая (венчан на царство 18. 06. 1676), из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожд. Милославской. Старший брат царей Ивана и Петра Алексеевичей.
Болезненный всю свою недолгую жизнь, с измятой в отрочестве санями грудью, лишённый зубов цинготной горячкой, с трудом ходивший, нередко вынужденный опираться на палку, правивший менее шести лет, Фёдор в русской истории стоит полностью заслонённым исполинской тенью его сводного брата Петра Великого. А между тем, человеком он был, судя по всему, незаурядным. Вместе с выдвинутыми им в управление худородными боярами Иваном Языковым и братьями Лихачёвыми, он в краткое своё правление успел уничтожить местничество, закончить Бахчисарайским миром (1681, по которому к России окончательно отошли Левобережная Украина и Киев) долгую и неуспешную турецкую войну, продлить перемирие с Польшей (авг. 1678), проведена перепись населения и введены подворное облачение прямыми налогами (1678-79). Царь приказывал брить бороды и ввёл в употребление при дворе "служилое платье".
Страстно любил лошадей (при нём появились на Москве частные конные заводы), обучался риторике и польскому языку, церковному пению, сочинял псалмы (включённые в псалтырный сборник его учителем Симеоном Полоцким). Царь интересовался зодчеством и по его чертежам в Кремле были возведены Малый дворец и Алексеевская церковь Чудова монастыря. Фёдор Алексеевич неизменно покровительствовал мастерам Оружейной палаты, устраивал богадельни и ремесленные школы для нищих детей. Вместе с тем царь неуклонно преследовал родичей своей мачехи Нарышкиных и продолжил жестокие гонения на древлеправославие. В последние дни правления Фёдора был сожжён в пустозерском порубе протопоп Аввакум...
Царь Феодор Алексеевич был дважды женат, первым браком (18. 07. 1680) на Агафии Грушецкой. Единственный ребёнок от этого брака, царевич Илия родился и прожил 10 дней в июле 1681 года, роды младенца стоили жизни его матери. О второй супруге царя Феодора см. ниже.
Скончался царь Фёдор 27 апреля 1682 года за месяц до достижения им 21 года, не успев сделать распоряжений на предмет наследования престола. Погребение тела совершено в Архангельском соборе Московского кремля на следующий день.
Портрет царицы Марфы Матвеевны с собачкой, пер. пол. XVIII в., [851 x 1024 пикс., 147 Кб]
Марфа Матвеевна АПРАКСИНА [1664, Москва — 31. 12. 1715, СПб], дочь стряпчего Матв. Вас. Апраксина (убит в 1668) и Домны Богдановны урожд. Ловчиковой; была ревнительницей старого уклада, но умом и тактичностью сумела расположить к себе деверя своего царя Петра, который, ценя к тому же достоинства её братьев президента Юстиц-коллегии, столичного генерал-губернатора Петра, родоначальника графской линии рода - Андрея «Бесящегося» и адмирала Фёдора Апраксиных, был добр и милостив к Марфе Матвеевне.
Когда она венчалась с царём (15. 2. 1682), Фёдор был уже настолько болен, что не вставал с кресла. Два месяца спустя он скончался и царица Марфа осталась вдовою, а вместе - и девицею и отсутствие наследника, в некотором роде, обеспечило Петру будущее овладение скипетром Российским.
Царица Марфа была очень хороша собой но, повинуясь традиции, более 33 лет носила траур и, живя в новой столице, безропотно сносила пребывание своё в северном Ахетатоне не мешаясь ни в интриги, ни в иные предосудительные вещи. Когда 31 декабря 1715 года Марфа Матвеевна умерла, Пётр лично присутствовал при вскрытии её тела (и даже участвовал в этом) дабы самолично убедиться в девстве покойницы. Седьмого января 1716 года тело Марфы предано было земле в единственном отапливаемом до Октябрьского переворота приделе Петропавловского собора - Екатерининском.
Дивна ЛЮБОЕВИЧ (Дивна Љубојевић) [7. 04. 1970, Белград], сербская певица (сопрано), исполнительница православной духовной музыки Сербии, Византии, Болгарии и России. Основатель, регент, солистка и руководитель хора «Мело́ди».